Поиск по словарям
Поиск :


Я


Я (эго) – сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я – одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте – как структура, задача коей – найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.   Я – это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро – всегда бессознательно. «Несчастное существо», пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов – внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я – переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические – особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.   
    По теме:
  • Добавление: - Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информа...
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ (англ. interpersonal perception ) — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения . Син. межличностное восприятие. Этот про...
  • ВНЕШНИЙ МИР - ВНЕШНИЙ МИР прежде всего то, что не относится к внутреннему миру, к психической жизни человека (наивное восприятие внешнего мира). В философском смысле следует различать два значения этого понятия: 1)...
  • МИРОВАЯ ЛИНИЯ - МИРОВАЯ ЛИНИЯ в континууме Римана кривая, изображающая движение точки в 4-мерной пространственно-временной системе координат. Поскольку в «мире Минковского» времени нет (см. Вневременность мира), то т...
  • ОНО (Ид) - ОНО (Ид) согласно психоаналитической теории Фрейда, один из трех компонентов человеческой личности, наряду с Я (Эго) и сверх-Я (супер-Эго) Ид является древнейшим психическим образованием, содержащим в...
  • САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ в обычной разговорной речи (в смысле сознания своего собственного достоинства, а с ироническим оттенком в смысле самоуверенности) убеждение в ценности собственной личности. Самосознание в...
  • СВЕРХ-Я (супер-Эго) - СВЕРХ-Я (супер-Эго) понятие, охватывающее один из компонентов модели организации психической жизни личности; др. компонентами выступают, согласно Фрейду, Оно (Ид) и Я (Эго). Сверх-Я высшая инстанция в...
  • СТРАХ - СТРАХ в философии Хайдеггера состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха само бытие в мире. Страх обособляет человеческо...
  • АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ - АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ – одно из направлений современного психоанализа, основанное на комбинации идей З. Фрейда и М. Хайдеггера; направлено на исследование личности во всей полноте и уникальности ее...
  • ВИНА: ИСТОЧНИК - ВИНА: ИСТОЧНИК (два источника вины) – согласно З. Фрейду – источником чувства вины является страх, который позднее трансформируется в совесть. Этот страх выступает в двух формах – двух источниках вин...
  • ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ - ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ (внимание сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира.   
  • ВОСПРИЯТИЕ: ПРОЦЕСС: ОНТОГЕНЕЗ - ВОСПРИЯТИЕ: ПРОЦЕСС: ОНТОГЕНЕЗ (онтогенез процессов восприятия) – структурные изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Основным фактором, обусловливающим построение адек...
  • ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ - ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ – совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. Еще И. М. Сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке гла...
  • ДУГА РЕФЛЕКТОРНАЯ: СХЕМА - ДУГА РЕФЛЕКТОРНАЯ: СХЕМА -> принцип дуги рефлекторной духовность – с позиций материализма – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:   1) идеальная...
  • КОНФЛИКТ Я | СВЕРХ – Я - КОНФЛИКТ Я | СВЕРХ – Я (конфликт Я и Я – идеала; конфликт Я и Сверх – Я) – форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего.   


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.5755 с.