Поиск по словарям
Поиск :


ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ


ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) – применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы – эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного. Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого – в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в частности – в патопсихологии. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса.   
    По теме:
  • СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ см. Эксперимент следственный.
  • БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908-1981) — сов. психолог, ученица Л . С . Выготского . В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятель...
  • БЮЛЕР ШАРЛОТТА - БЮЛЕР ШАРЛОТТА (B ü hler , 1893-1974) — нем.-амер. психолог. Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоци...
  • Добавление ред.: - Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии , причем, как еще недавно было принято в нашей психол...
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. natural experiment ) — особый вид психологического эксперимента , разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е...
  • ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (англ. zone of proximal development ) — понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л . С . Выготским для характеристики связи обучения и развития . З. б. р. определяется со...
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (англ. individual approach ) — важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждог...
  • КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — см. Обучающий эксперимент .
  • МЕЙМАН ЭРНСТ - МЕЙМАН ЭРНСТ (Meumann , 1862-1915) — нем. педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893-1894 гг. асс...
  • ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. educational experiment ) — разновидность естественного эксперимента , отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет и...
  • ПАТОПСИХОЛОГИЯ - ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos — страдание) — отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга , связанных с психическими или соматиче...
  • Психология воспитания - Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений , привычек и т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности...
  • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. practical experiment ) — разновидность естественного эксперимента , проводимого в обычных для исследуемого работника условиях труда (на его рабочем месте) и нап...
  • ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ - ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ (англ. mental dysontogeny , dysontogenesis ) — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики...
  • ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (англ. educational psychology ) — область педагогической психологии , изучающая закономерности всестороннего развития личности , становление возрастных психологических новообр...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    7.5195 с.