Поиск по словарям
Поиск :


ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ


ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ – психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители – Ф. Крюгер (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), – к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) – диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов – в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе – психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы Лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. Для сторонников школы Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. Для характеристики этого мира было введено понятие структуры – длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. Трансфеноменальные структуры делятся школой Лейпцигской:   1) на «душевные»: а) индивидуальные, среди коих центральной является структура ценностных ориентации; b) надиндивидуальные – «душа» семьи, народа, расы и пр.;   2) «субъективно-духовные» – сюда относились некие идеальные образования: мораль, право, искусство, а также язык. Душевная структура тем «совершеннее», чем более выражаются в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами. Говоря проще, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию или способность к созданию новых произведений искусства. В дальнейшем представления исследователей школы Лейпцигской нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А. Веллек), а также в психологии гуманистической (Г. Олпорт). Школа Лейпцигская сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты школы Лейпцигской высоко оценивал Л. С. Выготский, считавший их одним из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи школы оказали влияние на представителей психологии гуманистической.   
    По теме:
  • АБСТРАГИРОВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ (англ. abstracting ) — (в логике) мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. В качестве исходного...
  • АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА — - АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА — группа исследователей (Х . Эренфельс , С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога ...
  • ГАРТЛИ ДЕЙВИД - ГАРТЛИ ДЕЙВИД (Hartley , 1705-1757) — англ. врач и психолог, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии . Распространил принцип ассоциации на объяснение всех без исключения психич...
  • ГЕШТАЛЬТ - ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt — форма, структура) — основное понятие гештальт-психологии , использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами , которое обозначает целостные (т. е. не сводимые к с...
  • ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ - ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (англ. Gestalt psychology ) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М . Вертгеймер , В . Кёле...
  • ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДРВЛАДИМИРОВИЧ - ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДРВЛАДИМИРОВИЧ (1905-1981) — сов. психолог, ученик Л . С . Выготского . В 1930-е гг., будучи членом Харьковской школы психологов, стоял у истоков деятельностного подхода в психологи...
  • ЗООПСИХОЛОГИЯ - ЗООПСИХОЛОГИЯ (англ. animal psychology ) — раздел психологии; наука о проявлениях, закономерностях и эволюционном развитии психики животных, об онтогенетическом развитии психических процессов у жи...
  • КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cognitive psychology ) — одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму . К. п. реабилитировала понят...
  • КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ - КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1879-1957) — рос. сов. психолог, создатель реактологии , ученик Г . И . Челпанова , выступивший против своего учителя и всей т. н. субъективной психологии. В нач. 192...
  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (англ. Leipzig school ) — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители: Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, ...
  • ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903-1979) — сов. психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии . В конце 1920-х гг. в качестве со...
  • ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ - ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ (1927-1989) — сов. психолог, ученик Б . Г . Ананьева , 1-й декан факультета психологии ЛГУ (1966), организатор и директор Ин-та психологии АН (1971), основатель и главный ред. «...
  • ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ - ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) — выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л . С . Выготского он разрабатывал про...
  • Моделирование психики - Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использ...
  • ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. general psychology ) — раздел психологии , теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности ч...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.3103 с.