Поиск по словарям
Поиск :


ШКОЛА ЖЕНЕВСКАЯ


ШКОЛА ЖЕНЕВСКАЯ – направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. Работы школы Женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. Внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. Обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. Законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. Это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.   
    По теме:
  • АККОМОДАЦИЯ - АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomodatio — приспособление к ч.-л.) — в концепции интеллекта Ж . Пиаже — свойство, сторона процесса адаптации . Содержание А., согласно Пиаже, — это приспособление схем повед...
  • АССИМИЛЯЦИЯ - АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Ж . Пиаже — атрибут , аспект адаптации . Содержанием А. является усвоение определенного материал...
  • ГРУППИРОВКА - ГРУППИРОВКА (англ. groupment , фр. groupement ) — операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж . Пиаже ; производно от понятия гру...
  • ДЕКАЛЯЖ - ДЕКАЛЯЖ (от фр. decalage — расхождение, расклинивание) — понятие операциональной концепции интеллекта Ж . Пиаже — повторное появление познавательных структур и феноменов в процессе развития. Пиаже ...
  • ДЕЦЕНТРАЦИЯ - ДЕЦЕНТРАЦИЯ — см. Женевская школа генетической психологии , Центрация .
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. preoperatory thought ) — стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет. К 2 г. у ребенка начинает формироваться символическая функция , т. е. возникает различе...
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙПСИХОЛОГИИ - ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙПСИХОЛОГИИ — направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж . Пиаже . Предмет генетической психологии — изучение происхождения и развития интеллект...
  • Генетическая психология - Генетическая психология как наука была создана для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию — учение о происхождении и развитии научного дознания. Пиаже, как основател...
  • ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (англ. zone of proximal development ) — понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л . С . Выготским для характеристики связи обучения и развития . З. б. р. определяется со...
  • КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ - КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (англ. convergence theory ) — теория психического развития ребенка, выдвинутая нем. психологом В . Штерном . Син. теория двух факторов. В К. т. делалась попытка снять односторо...
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (англ. education and development ) — широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология , Ра...
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ - ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ (англ. levels of human mental development ) — принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе , основанный на выделении качественно отличающихся ступене...
  • ПИАЖЕ ЖАН - ПИАЖЕ ЖАН (Piaget , 1896-1980) — швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии . В 1-й период своего творчества П. открыл ряд особенностей детских представлений о мире: нер...
  • ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — - ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — см. Женевская школа генетической психологии .
  • СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. sensorimotor intelligence ) — согласно взглядам Ж . Пиаже , 1-й уровень развития человеческого интеллекта , формирующийся в период до интенсивного овладения речью ...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.3128 с.