Поиск по словарям
Поиск :


ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ


ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ – группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). Школа Вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании Проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и их последователями. Данные, полученные школой Вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.   
    По теме:
  • Аппликационные школы - Аппликационные школы (франц. coles d'application) — высшие военные школы для специалистов в некоторых государствах; так, напр., во Франции А. школа Генерального штаба (Ecole d'application d'tat major)...
  • АНТИЦИПАЦИЯ - АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio — предвосхищаю) — представление предмета, явления, результата действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. ...
  • АХ НАРЦИСС - АХ НАРЦИСС (Ach , 1871-1946) — нем. психолог, представитель Вюрцбургской школы . В экспериментах с использованием метода систематической интроспекции доказал, что процесс мышления определяется пост...
  • ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА (англ. W ü rzburg school ) — возникшее в нач. XX в. антисенсуалистическое направление в нем. психологии ; возглавил его О . Кюльпе . Представителями его были также А. Май...
  • ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ - ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (англ. Gestalt psychology ) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М . Вертгеймер , В . Кёле...
  • ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ - ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ (англ. determining tendency ) — психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи . Понятие Д. т...
  • КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯГИПОТЕЗА - КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯГИПОТЕЗА (англ. conceptual -propositional hypothesis ) — утверждение о том, что основное содержание хранимых в долговременной памяти знаний представлено не в образно...
  • КЮЛЬПЕ ОСВАЛЬД - КЮЛЬПЕ ОСВАЛЬД (Kulpe , 1862-1915) — нем. психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы . Впервые в психологии попытался экспериментально исследовать высшие процессы в сознании — мышление и волю...
  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН - ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН (L é vy -Bruhl , 1857-1939) — фр. философ и психолог, представитель фр . социологической школы . Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышлени...
  • МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ - МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ (англ. method of introspection ) — получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протека...
  • 1-й аспект - 1-й аспект означает психологическое обоснование необходимости включения в содержание образования понятий модели и моделирования . Эта необходимость обусловлена задачей формирования у уч-ся научно-тео...
  • МЫШЛЕНИЕ БЕЗ-ОБРАЗНОЕ - МЫШЛЕНИЕ БЕЗ-ОБРАЗНОЕ (англ. imageless thought ) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления ). Считается, что термин и понятие «М. б.» введены психолога...
  • МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ - МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ (от лат. discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Син. словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, ...
  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ - САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspection , self -observation ) — наблюдение , объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического...
  • ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА берущее свое начало от Кюльпе направление в психологии, которое выступало против сенсуализма и ассоциативной психологии и занималось экспериментальными исследованиями (Ах, Бюлер и д...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.1386 с.