Поиск по словарям
Поиск :


ХАРАКТЕР


ХАРАКТЕР – это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер – в узком смысле – определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, – как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают – или мешают – личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). Характер проявляется в системе отношений к действительности:   1) в отношении к другим людям – общительность или замкнутость (-> экстраверсия | интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;   2) в отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;   3) в отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;   4) в отношении к собственности – щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (-> характерология). Один из физиологических механизмов формирования характера – стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией – потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (-> характер: акцентуация). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждается в «сильной» и в «слабой» формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в «сильном» варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:   1) якобы происходит биологизация личности;   2) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы. Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, – он же составляет «основу» характера, – то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других – средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:   1) детерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;   2) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;   3) генотипические и средовые влияния на характер могут «алгебраически складываться»: при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений.   
    По теме:
  • МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (англ. modal personality от mode — наиболее частый случай) — термин психологической антропологии для обозначения наиболее распространенного (типичного, репрезентативного) типа...
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера) - ОТНОШЕНИЕ (как черта характера) — см. Характер .
  • ПОТРЕБНОСТИ - ПОТРЕБНОСТИ (англ. needs ) — форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения , деятельности ). П. как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлен...
  • САМООЦЕНКА - САМООЦЕНКА (англ. self -esteem ) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое ...
  • ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР - ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР по Канту и Шопенгауэру метафизические основы человеческого характера, поскольку они, будучи свободны от всех естественных оков, составляют конечную основу моральных действий ...
  • КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio установление) - КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio установление) организация, устройство; в биологии и медицине качество, унаследованное или приобретенное индивидом, поддающееся анализу, как морфологическому, так и фун...
  • СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РАССТОЯНИИ - СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РАССТОЯНИИ в психологии силы, действующие в поле восприятия (см. Поле), влияния, исходящие от возникающих образов восприятия, которые могут передаваться через все поле восприятия ...
  • ХАРАКТЕР (от греч. charakter - ХАРАКТЕР (от греч. charakter отличительная черта, признак) особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменени...
  • АКЦЕНТУАЦИЯ - АКЦЕНТУАЦИЯ – выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии – несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоих...
  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамен...
  • КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ - КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ – совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально – целостная система ее субъективно – оценочных, сознательно – и...
  • ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫ - ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ (СМИЛ – стандартизованный метод исследования личности) – создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на иссле...
  • ЛИЧНОСТЬ | ХАРАКТЕР - ЛИЧНОСТЬ | ХАРАКТЕР (личность и характер) – в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий:   1) характер и личность практически отождествляются – эти термины употребляются с...
  • ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ - ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ – в психологии – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (-> возраст). Характеристика их осно...
  • ТЕМПЕРАМЕНТ | ХАРАКТЕР - ТЕМПЕРАМЕНТ | ХАРАКТЕР (темперамент и характер) – хотя в психологии они различаются, четкой границы между ними нет. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.1882 с.