Поиск по словарям
Поиск :


Поиск по словарям > Словарь практического психолога > ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ


ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – область психологии практической, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (-> компетентность социально-психологическая).   Базовые методы тренинга социально-психологического – дискуссия групповая и игра ролевая в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы – обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи – от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.   Общая цель тренинга социально-психологического конкретизируется в следующих задачах:   1) овладение психологическими знаниями;   2) формирование умений и навыков в сфере общения;   3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;   4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;   5) коррекция и развитие системы отношений личности.   Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Особенно известны: тренинг поведенческий, тренинг чувствительности (-> Т-группа), тренинг ролевой, видеотренинг и пр.   Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение (-> тренинг общения делового), а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов (-> тренинг перцептивный).   В группе тренинга социально-психологического особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой связи обратной. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.   Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его позиция ролевая направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников работы групповой, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:   1) принцип активности участников – в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками: наблюдение по заданным критериям за поведением участников игр ролевых; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;   2) принцип позиции исследовательской – в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;   3) принцип объективации поведения – в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне; важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, – это особым образом организованная связь обратная, эффективность коей существенно возрастает при использовании видеозаписи;   4) принцип общения партнерского – предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).   Развитие различных форм тренинга социально-психологического связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, тренинга социально-психологического.   
    По теме:
  • АССЕРТИВНОСТЬ - АССЕРТИВНОСТЬ (англ. assertiveness ) — способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не име...
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГООПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТ - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГООПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ — социально-психологическая теория коллектива, разработанная А. В. Петровским. В Д. о. м. о. т. принцип деятельности , образующий центра...
  • ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (англ. play therapy ) — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры . В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание т...
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (англ. vocational selection ) — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастер...
  • ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ - ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ (нем. Psychische S ä ttigung — термин школы К . Левина ) — психическое состояние , возникающее в процессе однообразной деятельности и/или при длительном выполнении суб...
  • ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (англ. social psychology ) — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы , а также пс...
  • СЕКС-ТЕРАПИЯ - СЕКС-ТЕРАПИЯ (англ. sex therapy ) — вид комплексной психотерапии функциональных сексуальных расстройств, использующей принципы бихевиоральной терапии: отдельные симптомы, рассматриваемые вне связи ...
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (англ. social work ) — вид профессиональной деятельности, содержание которой определяется процессами, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни...
  • ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ - ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ (англ. assertiveness training ) относится к бихевиоральной терапии. См. Ассертивность , Модификация поведения .
  • РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ - РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ абсолютное и огноситель ное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны во времени в течение продолжительного периода. Используемые для оцен...
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ деловая шра, дающая возможность проводить оценочные расчеты эффективности управленческих действий.
  • ЮНКТАД (UNCTAD - ЮНКТАД (UNCTAD United Nations Conference for Trading and Development Конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Соз...
  • АЛЬФА-ТРЕНИНГ - АЛЬФА-ТРЕНИНГ – психотерапевтический прием, основанный на связи обратной биологической. Заключается в обучении – по схеме обусловливания инструментального – регулированию таких психофизиологических п...
  • АТМОСФЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - АТМОСФЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -> климат социально-психологический.   
  • ГРУППА - ГРУППА – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре,...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.1393 с.