Поиск по словарям
Поиск :


ТЕСТ ПРОЕКТИВНЫЙ


ТЕСТ ПРОЕКТИВНЫЙ (тест прожективный) – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые подобная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его методике ассоциаций свободных (-> метод ассоциативный).   Тесты проективные не ориентированы на оценку и в этом смысле не могут считаться стандартизованными. Ответы испытуемых не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели – как высокие или низкие. Тесты направлены на иное: они выявляют качественные особенности личности, не оцениваемые по каким-либо критериям. Ряд авторов полагает, что называть их тестами неправомерно – следовало бы назвать их, например, процедурами диагностическими (=> методика проективная).   Соответственно, действия обследуемых не толкуются как правильные либо неправильные, но представляют диагностическую ценность как таковые – как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.   В основе этих тестов лежит принцип проекции. Тесты проективные предполагают создание достаточно неопределенной ситуации, оставляющей испытуемому достаточную свободу действий; даваемая инструкция, как правило, определяет лишь общее направление или начальный этап поведения. В качестве неопределенной ситуации могут выступать:   1) сюжетные картинки – кои надо проинтерпретировать (тест апперцептивный тематический);   2) незаконченные предложения (тест фрустрации Розенцвейга);   3) чернильные пятна (тест пятен Роршаха). Материал теста может толковаться или использоваться разными способами; главное – не объективное его содержание, а субъективный смысл – то отношение, кое он вызывает у обследуемого.   Здесь под проекцией понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий (так, субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности). Тесты проективные требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по их применению.   Ответы на задания тестов проективных допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей испытуемого.   Особенность работы с тестами проективными-то, что интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста; хотя обычно существуют указания на основные принципы интерпретации и диагностическое значение тех или иных проявлений клиента, сами по себе они недостаточны для полноценной работы с тестом в силу многообразия реальных ситуаций. Естественно, трудно избежать субъективности интерпретации, и это – одна из проблем проективного тестирования. Считается, что достаточная квалификация для работы обретается продолжительной практикой, иногда многолетней, под руководством опытного специалиста.   Существует несколько классификаций тестов проективных. Согласно одной из них, выделяются:   1) тесты конститутивные;   2) тесты конструктивные;   3) тесты интерпретативные;   4) тесты катартические;   5) тесты экспрессивные;   6) тесты импрессивные;   7) тесты аддитивные.   8) тесты ассоциативные.   Многие психологи рассматривают тесты проективные как особенно ценные тесты личностные (-> личность: исследование: метод), ибо они «портретируют» всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, реакции невротические и пр. Большое их достоинство – то, что они облегчают выявление таких содержаний мира внутреннего, кои субъект часто бессилен выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.   
    По теме:
  • БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ - БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ (англ. Binet —Simon Scale ) — тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами А . Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостато...
  • ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ - ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ (англ. Wechsler scales ) — батареи тестов для измерения интеллекта, разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896-1981). В 1937 г. вышла 1-м, а в 1946 — 2-м изд. т. н. шкала...
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. exploratory behaviour ) — поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным м...
  • ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ - ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ (англ. personality inventories ) — одна из разновидностей психологических тестов , входящих в категорию тестов личности . О. л. предназначены для психологической диагностики ...
  • ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА - ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА (англ. Progressive Matrices Test ) — тест на наглядное и в то же время абстрактное мышление по аналогии (тест интеллекта ), разработанный англ. психологом Дж. Раве...
  • Добавление ред.: - Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучш...
  • ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence tests ) — тесты , предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта . Т. и. разделяю...
  • ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ - ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ (англ. personality tests ) — психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в т. ч. межличностных), мотива...
  • ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (англ. projective tests , projective techniques ) — группа методик, предназначенных для диагностики личности , в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную...
  • ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. aptitude tests ) — тесты способностей , разработанные для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде) деятельности. В большом...
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability tests , aptitude tests ) — тесты , диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей , определяющих успешность обучения, профессиональной деят...
  • БИНЕ (Binet) Альфред (род. 11 июля 1875, Ницца - БИНЕ (Binet) Альфред (род. 11 июля 1875, Ницца ум. 18 окт. 1911, Париж) франц. психолог. Занимался гл. о. исследованием изменений личности («Les alterations de la personnalite», 1892) и обосновывал не...
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. Тест представляе...
  • МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тес...
  • МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ - МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.   


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    2.8714 с.