Поиск по словарям
Поиск :


ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА


ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА (тест способностей общих) – одна из особенно популярных и распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта) и его отдельных процессов когнитивных: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и пр., – а также для определения особенностей развития интеллектуального.   При помощи подобных тестов могут диагностироваться:   1) общий уровень интеллекта, выраженный количественно (например, матрица прогрессивная Равена);   2) особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (например, шкала Векслера).   В большинстве тестов интеллекта предлагается на специальном бланке установить указанные инструкцией логические отношения (классификации, аналогии, обобщения и пр.) между терминами и понятиями, из коих составлены задачи теста. Решения сообщаются письменно либо отметкой одного из нескольких наличных вариантов. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и пр. В задачах тестов действия нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и пр. Успешность испытуемого определяется количеством правильно выполненных задач, по коему выводится коэффициент интеллектуальности. Разные модификации тестов интеллекта применяются в теоретических исследованиях и практике дефектологии, для обработки результатов созданы специальные способы.   Под интеллектом здесь понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. В отличие от тестов достижений, они обращаются к жизненному опыту вообще. Существуют как комплексные тесты, диагностирующие различные стороны интеллекта и выносящие общую оценку, так и тесты для оценки отдельных сторон интеллекта – тесты памяти, тесты мышления вербального, тесты мышления логического и пр.   Тесты интеллекта иногда называются тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется – способности или уровень сформированных обобщенных умений – один из актуальных в тестологии.   При тестировании обычно формируются выборки по возрасту (в школе); при их формировании по образованию и статусу социальному возникают непреодолимые трудности. Так, один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Статус социальный по-разному сказывается на психическом развитии индивидов и зависит от специфики окружения и семейных условий.   Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с такими факторами:   1) насколько в предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из коих строятся задачи теста;   2) насколько им усвоены именно те умственные действия, что нужны для решения задач теста;   3) может ли он произвольно актуализовать эти действия;   4) насколько сложившиеся в его прошлом опыте стереотипы мыслительные пригодны для решения задач теста.   Результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, его обученности, кои неминуемо сказываются на работе с тестом. Это обстоятельство послужило основанием называть результаты, получаемые при применении тестов интеллекта, интеллектом тестовым или психометрическим. Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его интеллектом тестовым привели к тому, что некие тестологи ввели понятие «несправедливых» тестов. Эта «несправедливость» особенно резко обнаруживается тогда, когда тесты интеллекта, разработанные для общности с определенным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Тесты интеллекта, «свободные от культуры», создать нельзя.   По сути, интеллект тестовый показывает уровень развития умственного индивида, критерием коего выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов интеллекта. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.   
    По теме:
  • БИНЕ АЛЬФРЕД - БИНЕ АЛЬФРЕД (1857-1911) — фр. психолог, создатель 1-й во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Б. автор работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания , ...
  • БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ - БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ (англ. Binet —Simon Scale ) — тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами А . Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостато...
  • ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ - ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ (англ. Wechsler scales ) — батареи тестов для измерения интеллекта, разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896-1981). В 1937 г. вышла 1-м, а в 1946 — 2-м изд. т. н. шкала...
  • Добавление: - Добавление: В тестах Векслера впервые стал применяться новый подход к определению коэффициента интеллекта . Прежние шкалы интеллекта давали показатель умственного возраста , с помощью которого вычис...
  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ - ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ (от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей , личностных черт, м...
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (англ. intellectual ). 1. Относящийся к познавательным процессам, способностям, умственным видам деятельности (напр., И. тест). 2. Отличающийся высоким уровнем развития интеллекта .
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА - КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence quotient , IQ ) — отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он...
  • ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕСПОСОБНОСТИ - ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕСПОСОБНОСТИ (англ. primary mental abilities ) — термин амер. психолога Луиса Терстоуна (Thurstone L . L ., 1887-1955), назвавшего так совокупность из 7 факторов, выдел...
  • ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА - ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА (англ. Progressive Matrices Test ) — тест на наглядное и в то же время абстрактное мышление по аналогии (тест интеллекта ), разработанный англ. психологом Дж. Раве...
  • ТЕСТ - ТЕСТ (англ. test ) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач....
  • ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ - ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ (англ. achievement tests ) — тесты , предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Т. д. конструируются с учетом содержания учебных ...
  • ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence tests ) — тесты , предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта . Т. и. разделяю...
  • ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (англ. projective tests , projective techniques ) — группа методик, предназначенных для диагностики личности , в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную...
  • ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. aptitude tests ) — тесты способностей , разработанные для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде) деятельности. В большом...
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability tests , aptitude tests ) — тесты , диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей , определяющих успешность обучения, профессиональной деят...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.3025 с.