Поиск по словарям
Поиск :


Поиск по словарям > Словарь практического психолога > ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ


ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ (ТАТ) – одна из методик проективных, относящаяся к группе методик интерпретации. Был впервые описан X. Мерреем в 1935 г. как методика экспериментального изучения фантазии. Является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.   ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц.   Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с некоей простой методики проективной – рисования на заданную тему и пр. Об испытуемом должны быть известны основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются с 1-й по 10-ю – в первый день, и с 11-й по 20-ю – во второй. При первом сеансе дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации соответственно культурному уровню и возрасту испытуемого. Согласно инструкции, следует придумать рассказ по каждой картине: что происходит, какие события привели к этой ситуации, каким будет ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во втором сеансе содержание инструкции напоминается и дается указание, что теперь рассказы должны быть более драматичными – нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ.   При исследовании замечается время – как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы, своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования производится опрос, основная цель коего – получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр.   Анализ результатов ведется соответственно названным задачам ТАТ. Анализ начинается с нахождения «героя» сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных давлений.   При анализе создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, и пр.   Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, исключая случаи грубой патологии, оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише – продуктов механизмов защитных. Как клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным опытом: литературные и кинематографические сюжеты и пр. К тому же некогда реально пережитое со временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличным от клише. Напротив, некие литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого.   Для диагностики особенно информативны, по-видимому, отклонения от клише, где особенно отчетливо проявляются реальные или воображенные отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация может маскироваться механизмами защитными. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа, а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные модификации клише.   Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некую абстракцию от текста и отвечают на вопрос, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории:   1) эмоциональный фон – чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция и пр.;   2) персонажи – ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие;   3) стремления и установки – динамические тенденции, показатели основных мотивов личности, определяемые по характеристике персонажей, с коими идентифицирует себя испытуемый;   4) препятствия или барьеры – обнаруживаются в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих, в виде реальных действий других людей или норм социальных, препятствующих реализации стремлений.   Формальные показатели таковы:   1) формальное следование инструкции – это может выражать уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями;   2) строго ригидное соблюдение инструкции – свидетельство повышенной ригидности испытуемого;   3) излишняя детализация рассказа – может указывать на повышенную тревожность, встречается у истероидов;   4) опускание некоих пунктов инструкции: в случае отсутствия «прошлого» или «будущего» это может быть признаком существования конфликтных переживаний в прошлом или ожидания неблагополучия в будущем;   5) отказ – в начале эксперимента свидетельствует о непонятости инструкции либо об отсутствии контакта с психологом, отказ от определенных картин – об особой значимости провоцируемых ими сюжетов;   6) неупоминание отдельных частей или деталей картины – обычно указывает, что ассоциации, вызываемые этими деталями, вызывают тревогу;   7) введение дополнительных деталей или персонажей – почти всегда говорит об особой значимости и близости данной темы;   8) перцептивные искажения – неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей картины, – как правило, следствие глубоких конфликтов;   9) восприятие картины как рисунка, фотографии, кадра из фильма – иногда может рассматриваться как своеобразное отстранение от травмирующей тематики рассказа.   Существует около двух десятков схем интерпретации, различающихся категориями анализа рассказов и параметрами личности, исследуемыми с помощью ТАТ. Лишь некие из них применяются в клинико-диагностических целях, а не в экспериментальных; бывает и так, что психологами-практиками заимствуются разные пункты из разных систем.   1. С. Томкинс развил подход, широко используемый в самых разных психологических системах. Он ввел ряд новых категорий, как будто повышающих эффективность методики:   1) вектор – характеризует психологическую направленность поведения, влечений и прочего; Томкинс рассматривает десять векторов, соответственных основным предлогам английского языка;   2) уровень – характеризует «плоскость», в коей разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства, и пр.;   3) условия – любые психические или физические состояния разной валентности, сами по себе не выражающие никакого желания или побуждения; например, герой беден (-) или счастлив (+);   4) квалификаторы – применяются для указания на временные, пространственные или силовые характеристики названных категорий.   Здесь, по сравнению со схемой X. Меррея, существенно новыми являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преобладающий тип активности каждого героя. Рассматриваются последовательность, частота и вариативность различных уровней. Большое внимание уделяется психологическому смыслу квалификатора «отдаленности». Степень отдаленности во времени или пространстве характеризует степень подавления потребности: чем фантастичнее рассказ и чем более отдалено от реальности время и место действия, тем сильнее данная потребность подавляется со стороны Свepx-Я. Среди других методологических приемов выделяется требование целостного контекстуального анализа протоколов тестирования: из всей совокупности рассказов выделяются некие инвариантные формальные структуры. Особое внимание уделяется анализу материалов, относящихся к переживаниям раннего детства.   2. М. Арнольд строит свою систему на отказе от некоих постулатов «психологии глубинной», например, элиминируются постулаты об идентификации и о нереализованном глубинном мышлении как об основном содержании рассказов. Считается, что материал рассказов отражает не столько эти тенденции, сколько личностные установки социальные, которые и определяют сюжет и исход рассказа, или его значение – как бы «мораль» рассказа, где обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. В результате анализа значений выводится так называемый индекс мотивационный, положительный либо отрицательный: адекватные жизненные установки, конструктивный подход к решению проблем, сотрудничество с другими людьми дают положительный индекс; склонность к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям – отрицательный. В зависимости от знака индекса мотивационного прогнозируется возможность успеха на том или ином поприще.   Подход М. Арнольд, несмотря на несколько упрощенное понимание условий преуспеяния человека, содержит ряд моментов, упущенных другими авторами, и потому указывает путь для более адекватной разработки подхода к анализу и интерпретации ТАТ:   1) требование контекстуального анализа рассказов: рассказы рассматриваются не как некий набор, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не выявляемый при анализе отдельных рассказов;   2) подчеркивается роль установок социальных в формировании текста рассказов.   Как и другие методики проективные, наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и состояний пограничных. Для клинициста особый интерес представляют такие диагностируемые особенности аффективной сферы личности и мотиваций:   1) ведущие мотивы, отношения, ценности;   2) аффективные конфликты, их сферы;   3) способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и пр.;   4) индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность / подконтрольность, эмоциональная устойчивость / лабильность, эмоциональная зрелость / инфантильность;   5) самооценка – соотношение представлений о Я реальном и Я идеальном, степень принятия самого себя.   Следует подчеркнуть, что выявляемые посредством ТАТ закономерности и явления – не более чем тенденции, установки личности, прямой перенос данных тестирования на характеристику личности и ее поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого неправомерен.   
    По теме:
  • ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ - ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ (англ. field dependence —field independence ; field -dependent / field -independent perceptual style ) — один из параметров когнитивного стиля личности (ег...
  • ПРОЕКЦИЯ - ПРОЕКЦИЯ (от лат. projectio — бросание вперед). 1. Психологический механизм , заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мот...
  • ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence tests ) — тесты , предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта . Т. и. разделяю...
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ . 1. Э. л. (англ. self -efficacy ) — термин амер. психолога А. Бандуры, обозначающий как чувства самоуважения и собственного достоинства, так и реальную компетентность (спосо...
  • ЭФФЕКТ СТРУПА - ЭФФЕКТ СТРУПА (англ. Stroop test ) — затруднение в назывании цвета, которым написано слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С. разработал J . P ....
  • АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ - АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ тест, используемый в психологии для изучения организации психики с особым акцентом на когнитивные связи, лежащие в основе восприятия смысла, памяти, языка, рассуждения и мотивации. ...
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. Тест представляе...
  • УСТАНОВКА - УСТАНОВКА в психологии различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и воления, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая ...
  • ИНТРОСПЕКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - ИНТРОСПЕКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – «самонаблюдение экспериментальное», при коем испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуем...
  • МЕТОД ПРОФИЛЕЙ ПОЛЯРНЫХ - МЕТОД ПРОФИЛЕЙ ПОЛЯРНЫХ – способ описания и оценивания анализируемых объектов – понятий, установок социальных, стереотипов социальных и прочих – с помощью набора биполярных шкал, заданных противопост...
  • МЕТОДИКА БЛАНКОВАЯ - МЕТОДИКА БЛАНКОВАЯ – методика, где испытуемым предлагается серия суждений или вопросов, на кои он должен ответить – письменно или устно; при этом заполняется специальный бланк, где эти ответы фиксиру...
  • МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тес...
  • МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ - МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.   
  • МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНАЯ - МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНАЯ – методики, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора. Примером могут быть тесты, включающие анализ физиологических или рефлекти...
  • МЕТОДИКА ПРОДУКТИВНАЯ - МЕТОДИКА ПРОДУКТИВНАЯ – методики, использующие некий вид собственной творческой продукции испытуемого – вербальной, образной, материальной, – спонтанно созданной или же воспроизведенной по инструкции...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.2269 с.