Поиск по словарям
Поиск :


Поиск по словарям > Словарь практического психолога > ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ


ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ (теория поэтапного формирования умственных действий, – теория планомерного формирования умственных действий) концепция, разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с предзаданными свойствами на базе определенного плана и программы их поэтапного развития – как управляемого извне процесса образования представлений и понятий об объектах на основе действий внешних.   Основана на ряде допущений:   1) перед выполнением нового действия нужна активная ориентировка субъекта в условиях действия;   2) построение действия выполняется при преимущественной ориентации на орудия деятельности психической, в качестве коих выделяются эталоны, знаки, меры;   3) восприятие и мышление суть интериоризованные действия внешние – действия предметные.   В контексте этой теории описаны четыре группы условий, требуемых для овладения новым умственным действием:   1) наличие мотивации;   2) выполнение действия во внешней форме без ошибок;   3) обретение действием свойств обобщенности и разумности;   4) перевод действия в умственный план.   При выполнении требований теории в процессе учебном регламентируются следующие действия:   1) сначала для учащихся разъясняется основа действия ориентировочная (-> действие: основа ориентировочная), представленная в виде схемы на карточке;   2) на базе этой схемы начинается решение задач, совокупность коих соответствует полноценному действию. При этом действие сначала выполняется и отрабатывается в речи внешней, которая переходит в речь внутреннюю и, наконец, в речь скрытую, являющую собой исключительно внутреннее действие.   
    По теме:
  • Освидетельствование умственных способностей - Освидетельствование умственных способностей — см. Душевнобольные.
  • Дряхлость старческая - Дряхлость старческая — одно из оснований уголовной невменяемости при условии потери умственных способностей и рассудка (ст. 97 Улож. о нак.), т. е. при наличности так называемой insania senilis. Закон...
  • БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908-1981) — сов. психолог, ученица Л . С . Выготского . В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятель...
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (англ. higher mental functions ) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психол...
  • ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ - ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1902-1988) — сов. психолог, в 1930-х гг. был членом Харьковской школы психологов, автор оригинальной теории поэтапного формирования умственных действий (см. также Умственны...
  • ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior — внутренний) — букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение вне...
  • КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ - КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ (точнее, речевая проприоцепция ) — афферентные импульсы, идущие от речевых органов в кору головного мозга и являющиеся, по И . П . Павлову , базальным компонентом 2-й сигнальной...
  • КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ - КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ (англ. exercise curve , practice curve ) — зависимость успешности выполнения усваиваемого действия от типа и числа тренировочных упражнений; в форме графика выражается последо...
  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК (англ. trial -and -error learning ) — форма научения , детально описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898). Торндайк придавал доминирующее значение навыку , которы...
  • НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. involuntary memorizing ) — процесс запоминания , протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач . Н. з. — продукт и ...
  • ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ - ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (англ. cognitive operations ) — действия, переведенные во внутренний план, ставшие обратимыми благодаря координации с др. умственными действиями в одной и той же структур...
  • А - А . Н . Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием , м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. В...
  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. orienting activity ) — деятельность , направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъ...
  • Психология воспитания - Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений , привычек и т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности...
  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯУМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИ - ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯУМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (разработана П . Я . Гальпериным и его сотрудниками) — учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий , а на их основе...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.2089 с.