Поиск по словарям
Поиск :


Поиск по словарям > Словарь практического психолога > ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО


ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО – социально-психологическая теория, одна из концепций западной психологии социальной, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов – верований, мнений, ценностей, намерений и пр.   Ее исходное положение: диссонанс – это негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями, мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов диссонансных знаний либо путем введения нового элемента. Так противоречивым знаниям приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или установок социальных.   Позднее Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек изменяет либо поведение, либо свое отношение к объектам, с коими связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Позже рядом исследователей «эффекты диссонансные» были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования схем каузальных (-> атрибуция каузальная).   В теории диссонанса когнитивного считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный системой когнитивной, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность системы когнитивной зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.   
    По теме:
  • Общество ревнителей военных знаний - Общество ревнителей военных знаний — еженедельное издание, выходящее в СПб. со 2 января 1899 г.; каждый номер содержит конспект или программу рефератов, читаемых в "Обществе ревн. воен. знаний".
  • Приготовление в музыке - Приготовление в музыке — в контрапункте и гармонии так называется прием, смягчающий появление диссонанса на сильном времени. П. состоит в том, что диссонирующей ноте на сильном времени такта предшеств...
  • Разрешение - Разрешение — в музыке плавный переход диссонанса в консонанс, причем диссонирующий в интервале звук переходит на тон или полутон вверх или вниз. Диатонические диссонансы, т. е. те, которые образуются ...
  • Diaphonia - Diaphonia — греческий музыкальный термин для обозначения диссонанса, в противоположность symphonia (консонанс), или (в начале средних веков IX—XII вв.) для определения двух голосов расходящихся или сх...
  • Десцендентная теория - Десцендентная теория — то же, что трансформизм, или теория развития: учение об изменчивости органических форм, о происхождении одних видов (животных или растений) от других, путем их постепенного изме...
  • Вавилов - Вавилов (Иван Саввич) — фридрихсгамский купец, писавший по коммерческим наукам, был членом Русского географического общества; † в 1856 г. Ему принадлежат: "Очерк коммерческой бухгалтерии и терминологи...
  • АТТИТЮДА ИЗМЕНЕНИЕ - АТТИТЮДА ИЗМЕНЕНИЕ (англ. attitude change ) — 1) процесс изменения ранее сложившегося у индивида аттитюда ; 2) область теоретических и эмпирических исследований в социальной психологии и психологи...
  • ДЖЕМСА - ДЖЕМСА —ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (англ. James —Lange theory of emotion ) — психологическая теория эмоций , выдвинутая одновременно и независимо друг от друга В . Джемсом (1884) и датским анатомо...
  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. artificial intelligence , AI ) — направление в компьютерной технологии, ставящее перед собой цель создания компьютеризованных систем с использованием аналогов интелл...
  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА - КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science ) — широкая междисциплинарная область исследований и знаний , а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), ...
  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (англ. cognitive dissonance ) — переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами ). Внутренняя проблема, внутриличн...
  • Когнитивные - Когнитивные К. в. связаны со столкновением несовместимых представлений, когниций (см. Теория когнитивного диссонанса ). К. в. возникает не при любом противоречии между отдельными когнициями, но тольк...
  • Психология учения - Психология учения , прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков . Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобра...
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (репрезентация знаний) (англ. knowledge representation ) — форма организации данных разной степени сложности и разного объема в квазиинтеллектуальных системах с применением ком...
  • ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ - ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (англ. knowledge application ) — процесс использования полученной информации в различных видах деятельности человека (игровой, учебной, трудовой). П. з. — составная часть процесс...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.7003 с.