Поиск по словарям
Поиск :


Содержательная


Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния. «Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления. В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний , описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо. В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение .
    По теме:
  • ДАВЫДОВ Вас - ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-98), психолог, академик (1978) и вице-президент (с 1989) АПН, академик и вице-президент (с 1992) РАО. Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в н...
  • АБСТРАКЦИЯ - АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельны...
  • БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1933-2002) — рос. психолог, член-корреспондент РАН, один из ближайших учеников и последователей С . Л . Рубинштейна . С позиций субъектно-деятельностного подхода иссл...
  • ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ - ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ (англ. determining tendency ) — психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи . Понятие Д. т...
  • ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1977) — сов. психолог, педагог, дефектолог, ученик Л . С . Выготского . Деление трудов З. на «педагогические» и «психологические» весьма условно. В его творчестве чет...
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (англ. individual approach ) — важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждог...
  • КЮЛЬПЕ ОСВАЛЬД - КЮЛЬПЕ ОСВАЛЬД (Kulpe , 1862-1915) — нем. психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы . Впервые в психологии попытался экспериментально исследовать высшие процессы в сознании — мышление и волю...
  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН - ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН (L é vy -Bruhl , 1857-1939) — фр. философ и психолог, представитель фр . социологической школы . Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышлени...
  • МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯАЛЕКСАНДРОВНА - МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯАЛЕКСАНДРОВНА (1905-1984) — доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932 г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии...
  • 1-й аспект - 1-й аспект означает психологическое обоснование необходимости включения в содержание образования понятий модели и моделирования . Эта необходимость обусловлена задачей формирования у уч-ся научно-тео...
  • МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ - МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ (англ. practical thinking ) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теор...
  • РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (системаД. Б. Эльконина—В.  - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (системаД. Б. Эльконина—В. В. Давыдова) (англ. developing education ) — в настоящее время это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного проц...
  • Учебная деятельность - Учебная деятельность в Р. о. представляет собой систему учебных задач (более подробное изложение содержания и структуры учебной деятельности см. в соответствующей статье). Содержание и последовательн...
  • Маниакальный - Маниакальный синдром — сочетание повышенного (эйфорического) настроения с ускорением мышления (до скачки идей) и повышенной активности. Возможны различные сочетания и комбинации этих 3 расстройств, ра...
  • СИНКРЕТИЗМ - СИНКРЕТИЗМ (от греч. syn — с, вместе + лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста . Проявляется в тенденции связывать между со...


Дата:




Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

0.7427 с.