Поиск по словарям
Поиск :


СПОСОБНОСТЬ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ


СПОСОБНОСТЬ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ – один из самых сложных вопросов: врожденны способности, или они формируются прижизненно. «Врожденный», «прирожденный» обычно понимаются в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству»; но с научной позиции это нестрого, и предпочтительнее термин «наследственный».   Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И в пользу каждой альтернативы приводятся свои доводы. Основные из них таковы:   1) обычно считается, что доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка; так, у Моцарта способности обнаружились в три, у Гайдна – в четыре года;   2) о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей; часто приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов и пр.;   3) более строгие факты дают исследования с применением метода близнецов; корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0.7-0.8, тогда как в парах сибсов коэффициенты около 0.4-0.5;   4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; они свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.   Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы:   1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с позиции законов статистики;   2) более точные доказательства являют факты массового развития некоих специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа слуха музыкального, оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, что этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей;   3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; выращивание отобранных поколений «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколений «глупых» крыс в условиях обогащенной среды выяснило, что показатели последних оказались выше.   В итоге можно сделать вывод, что все полярные ответы о происхождении способностей неверны. Мнение о генетической предопределенности способностей по существу говорит о том, что они «появляются» – без процесса развития. Мнение о том, что всему можно научить или научиться, приложив старание, содержит ошибку неразличения увлекательного труда-игры, порождаемого сильной потребностью, и труда-обязанности; нельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлеченности.   Существуют лишь природные предпосылки способностей – их задатки. Но то, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития невозможно сказать, каков был вклад задатка; способов определения меры участия генотипического фактора пока тоже нет. Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные периоды сенситивные с возможным научением в эти периоды по типу запечатления. Неотъемлемая компонента способностей – повышенная мотивация, обеспечивающая интенсивную и одновременно «естественно» организующуюся деятельность, надобную для развития способностей.   Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда, неблагоприятные общие условия воспитания, неправильное обращение с мотивацией.   
    По теме:
  • Нативизм - Нативизм — теория о врожденности многих психофизиологических функций, как, например, объективирование ощущений, их локализации в пространстве и времени и т. д., противопоставляется эмпиризму, признающ...
  • ТРУДОСПОСОБНОСТЬ - ТРУДОСПОСОБНОСТЬ - способность к трудовой деятельности, зависящая от состояния здоровья человека. В зависимости от характера работы, которую может выполнять человек, различают общую (т.е. способность ...
  • АНТРОПОГЕНЕЗ - АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo ) в органическом (генетическом, соматическом), психическом ...
  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ - ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ (от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей , личностных черт, м...
  • ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. inclinations ) — генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и н. с., являющиеся индивидуально-природной предпосылкой процессов формирования сп...
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (в психологии) (англ. laboratory experiment ) представляет собой одну из разновидностей моделирования той или иной деятельности человека-испытуемого. Смысл его заключается...
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ - МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (англ. modelling in psychology ) — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитаци...
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (англ. gifted children ) — дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность (см. Одаренность общая ). Существует определенная возрастная последовательность проявлен...
  • Предметом исследований - Предметом исследований в П. является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариантности (вариативности) психологических свойств челове...
  • РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ - РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ (англ. complex problem solving ) — решение систем взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись. Подзадачи, ...
  • СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ - СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ (англ. sensory isolation ) — содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей. Различают 3 разновидности условий и...
  • ТАКСИСЫ - ТАКСИСЫ (от греч. taxis — порядок, расположение) — врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно необходимых условий среды (...
  • ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) — сов. психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии . Развивая учение И . П . Павлова о типах высшей нервной деятельности , Т. выдвинул п...
  • УСТОЙЧИВОСТЬ - УСТОЙЧИВОСТЬ (англ. tolerance , stability ). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности — способность человека регулировать...
  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально ...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.3651 с.