Поиск по словарям
Поиск :


СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ


СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ – субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для – меня» усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.   Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст.   В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко:   1) по способу происхождения – содержательно;   2) по форме существования в сознании – функционально., Содержательно – это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом – в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:   1) мотив не всегда бывает осознанным;   2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.   В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, «значащее переживание».   Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее).   Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем:   1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;   2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность – значимость;   3) выражающие смысл личностный установки смысловые;   4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.   Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них – производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как «потеря себя» и утрата смысла существования.   Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний – симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов.   По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии – задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу – на сокрытие смысла, и прежде всего – от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.   Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.   
    По теме:
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (в психологии) (англ. laboratory experiment ) представляет собой одну из разновидностей моделирования той или иной деятельности человека-испытуемого. Смысл его заключается...
  • ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903-1979) — сов. психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии . В конце 1920-х гг. в качестве со...
  • ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ - ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ (англ. personal sense , personal meaning ) — осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жиз...
  • ЛОГОТЕРАПИЯ - ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos — слово + therapeia — забота, уход, лечение) — теория и практика психотерапии , разработанная В . Франклом . Л. исходит из того, что основным двигателем поведения и раз...
  • МОТИВ - МОТИВ (англ. incentive ) — 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок , смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются ...
  • СМЫСЛ (личностный) - СМЫСЛ (личностный) (англ. personal sense , personal meaning ) выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Понятие С. разрабатывалось такими авторами, как А . Бине , Ван...
  • ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ толкование нормы права, заключающееся в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания. Гт. предполагает, что в слова вкладывается тот смысл, который име...
  • ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ (англ. - ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ (англ. common sense) совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов...
  • СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ - СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи. Смысловое содержание предполагает наличие «...
  • SINN - SINN (нем.) — в биологии Sinn (чувство) — орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. Органы чувств). В философии Sinn (смысл) — ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь пред...
  • АЛЬТРУИЗМ - АЛЬТРУИЗМ – система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интересы другого человека или социальной общности. Термин введен французским филосо...
  • БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ - БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – взаимное непонимание между людьми возникающее при общении, – следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную моти...
  • ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ - ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ – форма персонализации, реализуемая благодаря трансляции другим людям своих личностных характеристик в виде еще не освоенных ими образцов личностной активности. Пр...
  • ДЕЙСТВИЕ - ДЕЙСТВИЕ – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на дос...
  • КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ - КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ – совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально – целостная система ее субъективно – оценочных, сознательно – и...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.2377 с.