Поиск по словарям
Поиск :


ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ


ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ – весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий «время жизни» и «цикл жизненный», но их содержание различно.   Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека – продолжительность жизни безотносительно ее содержания.   Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:   1) биологическими – последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);   2) социальными – усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;   3) смешанными, биосоциальными – смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.   Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:   1) о циклах семейной жизни: вступление в брак – рождение детей – семья с детьми разного возраста – семья, откуда уже ушли взрослые дети, – и пр.;   2) профессиональной карьеры – от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.   Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.   В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.   Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.   Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).   Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:   1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;   2) с его когортной принадлежностью;   3) с исторической эпохой и датой события;   4) с личностным смыслом этого события для субъекта.   Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.   
    По теме:
  • Росс, Рональд - Росс, Рональд (Ross) — английский врач; род. в 1857 г. Служил санитарным врачом в Индии. С 1894 г. предпринял исследование развития болезнетворного возбудителя малярии, разносимого особым видом комаро...
  • Гипокрас - Гипокрас (Hypokras, от Hippokrates) — общеупотребительное название в прежние времена ликеров домашнего приготовления; позднее — жизненный эликсир.
  • Греческий великий водный путь - Греческий великий водный путь — см. Варяжский путь.
  • ВИТАЛИЙ  - ВИТАЛИЙ (жизненный), мученик, обращен ко Христу св. апостолами Иасоном и Сосипатром, пострадал в I в. Память празднуется 28 апреля.
  • ЯШИН  - ЯШИН (настоящая фамилия Попов) Александр Яковлевич (1913-68), русский писатель. Поэмы "Алёна Фомина" (1949; Государственная премия СССР, 1950) и др. В сборниках лирики ("Совесть", 1961; "День творенья...
  • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ - период деятельности предприятия.
  • Эмбриогения - Эмбриогения — термин, часто употребляемый как синоним эмбриологии (см.). В сущности этим термином обозначается не совокупность наших сведений, а самый процесс эмбрионального развития, и он является си...
  • царский путь - царский путь  (Чис 20.17; 21.22) — караванный путь, соединявший Аравию с Дамаском.
  • АНАМНЕЗ - АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, зн...
  • БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН - БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (англ. biogenetic law ) — положение, сформулированное Э. Геккелем (1834-1919), отражающее закономерное повторение (рекапитуляцию ) признаков предковых форм в индивидуальном (...
  • БЮЛЕР ШАРЛОТТА - БЮЛЕР ШАРЛОТТА (B ü hler , 1893-1974) — нем.-амер. психолог. Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоци...
  • ВОЗРАСТ - ВОЗРАСТ (англ. age ) — объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе . Абсолютный (календарный, па...
  • ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (англ. zone of proximal development ) — понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л . С . Выготским для характеристики связи обучения и развития . З. б. р. определяется со...
  • ЗОНЫ РАЗВИТИЯ - ЗОНЫ РАЗВИТИЯ (англ. zones of development ) — семейство понятий, разрабатываемых различными авторами на основе исходного понятия «зона ближайшего развития» Л . С . Выготского . Отражают различны...
  • СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) - СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) (англ. comparative method ) — путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.8204 с.