Поиск по словарям
Поиск :


ПСИХОТЕХНИКА


ПСИХОТЕХНИКА – 1. Ранний этап развития психологии труда и психологии инженерной, главной проблемой коего была научная организация труда (-> труд: организация научная). Ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале XX в., ее основные положения и теоретическое оформление были впервые сформулированы в работах немецких психологов В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910).   Основными задачами психотехники признавались:   1) осуществление отбора профессионального и ориентации профессиональной;   2) изучение утомления и упражнения в процессе труда;   3) приспособление человека к машине и машины к человеку;   4) выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама);   5) тренировка функций психических при подготовке рабочей силы, и пр.   В России психотехника была связана прежде всего с именем И. Н. Шпильрейна. Отечественная психотехника получила значительное развитие в 20-х и в первой половине 30-х гг. Ее характерная черта – перенесение центра тяжести в исследовательской работе с проблемы отбора профессионального на задачи, связанные с рационализацией методов политехнического и профессионального обучения, организацией трудового процесса, формированием навыков и умений, борьбой с травматизмом и аварийностью и пр. В 1936 г. все психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.   2. За рубежом понятие психотехники в общем стало идентично понятию психологии прикладной и включает в себя содержание различных отраслей психологии труда (психология инженерная, психология промышленная), психологии военной, психологии торговли, и пр.   3. В распространенном, более позднем понимании – техника психологическая, то есть конкретный комплекс психологических приемов воздействия, нацеленный на психокоррекцию, устранение «психологических неполадок» клиентов, и пр.   
    По теме:
  • ДАВЫДОВ Вас - ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-98), психолог, академик (1978) и вице-президент (с 1989) АПН, академик и вице-президент (с 1992) РАО. Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в н...
  • ВНУТРЕННЯЯ МОТОРИКА - ВНУТРЕННЯЯ МОТОРИКА (англ. internal motorics ) — ресурсы двигательной системы, приобретенные в прошлом опыте и отложенные в памяти человека в виде программ для двигательных штампов, умений , навыко...
  • ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ - ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1902-1988) — сов. психолог, в 1930-х гг. был членом Харьковской школы психологов, автор оригинальной теории поэтапного формирования умственных действий (см. также Умственны...
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (в психологии труда и эргономике ) (англ. executive action ) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ру...
  • ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ - ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1926-1974) — сов. психолог и педагог. Организовал кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии во Владимирском пединституте им. П. И. Лебедева-Полянского. В ши...
  • МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯАЛЕКСАНДРОВНА - МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯАЛЕКСАНДРОВНА (1905-1984) — доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932 г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии...
  • МЮНСТЕРБЕРГ ГУГО - МЮНСТЕРБЕРГ ГУГО (Ü terberg , 1863-1916) — выдающийся нем. психолог и философ, основатель прикладной психологии, создатель оригинального учения о ценностях. В 1885 г. защитил диссертацию под руко...
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) - НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению новых методов организации труда и пр...
  • ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. educational experiment ) — разновидность естественного эксперимента , отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет и...
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (англ. education and development ) — широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология , Ра...
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. educational psychology ) — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности...
  • Психология учения - Психология учения , прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков . Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобра...
  • Психология воспитания - Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений , привычек и т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности...
  • ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ - ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (англ. knowledge application ) — процесс использования полученной информации в различных видах деятельности человека (игровой, учебной, трудовой). П. з. — составная часть процесс...
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ(пенитенциарная) - ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ(пенитенциарная) (англ. correctional psychology ) — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.3415 с.