Поиск по словарям
Поиск :


ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА


ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА – отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет – свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.   Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии – В. Вундт, в России – последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.   Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы – наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, – она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.   Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.   Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний – в частности, вдохновения – на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.   Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности – в частности, в виде эмпатии.   Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:   1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;   2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;   3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.   Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:   1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;   2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);   3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.   
    По теме:
  • Геллер, Йозеф - Геллер, Йозеф (Joseph Heller, 1798-1849) — немецкий писатель по истории искусства и собиратель художественных произведений и древностей. Им написаны: "L. Cranachs Leben und Wirken", "Geschichte der Ho...
  • БЕНУА Александр Николаевич  - БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бену а. Один из организаторов и идеолог журнала "Мир искусства" и одноимённого художественного об...
  • БИЛИБИН Иван Яковлевич  - БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942), график и театральный художник. Член художественного объединения "Мир искусства". Иллюстрации к русским сказкам и былинам, произведениям А. С. Пушкина ("Сказка о зол...
  • ЩЕРБАТОВ Сергей Александрович  - ЩЕРБАТОВ Сергей Александрович (1875-1962), князь, меценат, коллекционер, художник-любитель. Участник выставок "Мира искусства", с 1903 хозяин литературно-художественного салона в Москве, в 1911-15 чле...
  • Методы изучения военного искусства - Методы изучения военного искусства — М. по изучению военного искусства, по признанию современных стратегов, крайне разнообразны; главнейшие из них: личный боевой опыт, изучение боевого опыта других, т...
  • Добавление ред.: - Добавление ред.: Окончив Горский пединститут (1928), А. начал свою научную деятельность в рядах ленинградских рефлексологов и прошел большой творческий путь: от полного отрицания психологии как науки ...
  • АППЕРЦЕПЦИЯ - АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающи...
  • Добавление ред.: - Добавление ред.: Основные труды В.: Собр. соч. в 6 тт. (1982-1984); «Педагогическая психология» (1926); «Этюды по истории поведения» (1930; в соавторстве с Лурия); «Психология искусства» (1965). Лучша...
  • ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ - ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1926-1974) — сов. психолог и педагог. Организовал кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии во Владимирском пединституте им. П. И. Лебедева-Полянского. В ши...
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. educational psychology ) — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности...
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА (англ. psychology of art ) — отрасль психологии , которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психи...
  • СИМВОЛ - СИМВОЛ — см. Кассирер Э ., Психология искусства , Флоренский П . А .
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (англ. artistic representations ) — (в широком смысле) всякие идеи людей о сущности и назначении искусства, более общего содержания, нежели интерпретация и оценка конк...
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предмето...
  • ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ - ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ц...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.4232 с.