Поиск по словарям
Поиск :


ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ


ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ – направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает «неделимое», выражается его кредо – исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.   Центральная идея – о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру, это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать.   Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности – индивидуальность – ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.   В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (-> комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту (-> невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.   Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития характера, и именно этот период определяет характер человека.   Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; но впоследствии он говорил о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает социальный интерес – как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений; есть два пути:   1) конструктивный – в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;   2) деструктивный – за счет унижения и эксплуатации других.   Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса – чувства сопричастности человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается – в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором – требует от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего. Именно это – ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного – берущего; но это не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И задача терапевта – восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу людям.   Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической. ;   Важнейшие результаты психологии индивидуальной – это:   1) развитие концепции комплексов;   2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;   3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов;   4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений, неврозов и пр.   Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (-> психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.   
    По теме:
  • АДЛЕР АЛЬФРЕД - АДЛЕР АЛЬФРЕД (Adler , 1870-1937) — австрийский психолог, представитель психоанализа . С 1902 по 1911 г. — член основанного З . Фрейдом Венского психоаналитического общества. В 1911 г. А. порывает с ...
  • БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908-1981) — сов. психолог, ученица Л . С . Выготского . В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятель...
  • БЮЛЕР ШАРЛОТТА - БЮЛЕР ШАРЛОТТА (B ü hler , 1893-1974) — нем.-амер. психолог. Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоци...
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. individual psychology ) — направление глубинной психологии , основанное и разработанное А . Адлером после его разрыва с фрейдизмом . Название «И. п.» происходит ...
  • ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ - ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1926-1974) — сов. психолог и педагог. Организовал кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии во Владимирском пединституте им. П. И. Лебедева-Полянского. В ши...
  • КОМПЛЕКС - КОМПЛЕКС (от лат. complexio — связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод). 1. В самом широком смысле К. — это совокупность разнообразных и в то же время чем-то (напр., функционально, генетическ...
  • КОМПЛЕКСЫ - КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ПРЕВОСХОДСТВА ( англ. inferiority and superiority complexes ; inferiority and superiority feelings ). Комплекс неполноценности (К.. н.) обозначает не столько локальны...
  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (англ. age crises ) — условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст , Периодизация психичес...
  • МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯАЛЕКСАНДРОВНА - МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯАЛЕКСАНДРОВНА (1905-1984) — доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932 г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии...
  • ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (англ. educational psychology ) — область педагогической психологии , изучающая закономерности всестороннего развития личности , становление возрастных психологических новообр...
  • ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (англ. special psychology ) — раздел психологии , посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей (см. Дети с отклонениями в психическом развитии , Психич...
  • СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) - СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) (англ. comparative method ) — путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее...
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ . 1. Э. л. (англ. self -efficacy ) — термин амер. психолога А. Бандуры, обозначающий как чувства самоуважения и собственного достоинства, так и реальную компетентность (спосо...
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии, которая изучает духовно-душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые и...
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ так называет Альфред Адлер свою психологическо-терапевтическую систему; он исходит из гипотезы, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влия...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.401 с.