Поиск по словарям
Поиск :


ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ


ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ – отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Термин введен в 1900 г. В. Штерном.   В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и различные группы – социальные, классовые, этнические, возрастные. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами.   Предпосылка ее появления – внедрение в психологию эксперимента, а также методов психогенетических и математических. Психология дифференциальная складывалась под непосредственным воздействием практики – педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения различий индивидуальных и для их анализа статистического (-> метод статистический). Первые крупные представители этого направления – А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл и пр.   Основным методом психологии дифференциальной стали тесты (=> тестирование) – сперва индивидуальные, затем групповые, – используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных – для измерения интересов, установок, реакций эмоциональных. Путем обработки тестов методами анализа факторного выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах интеллекта или личности. На их основании определяются количественные вариации психологических свойств индивидов.   В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:   1) теория двух факторов Ч. Спирмена – согласно коей в каждом виде деятельности явлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, надобный лишь для данного вида деятельности;   2) теории мультифакторные – отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, память ассоциативная и пр.).   Однако как бы ни совершенствовались тесты и их обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах за всю историю психологии дифференциальной был остро дискуссионным.   В зарубежной психологии дифференциальной долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития не учитывалась.   Ныне для психологии дифференциальной характерно интенсивное развитие новых подходов и методов – и экспериментальных, и математических. Наряду с умственными различиями между индивидами широко исследуются различия творческих и организаторских способностей, общей структуры личности, сферы мотивационной. Важное место отводится выявлению корреляций (-> анализ корреляционный) между свойствами психологическими – с одной стороны, и физиологическими и биохимическими – с другой. Большая работа ведется и отечественными учеными. Факты и выводы, полученные психологией дифференциальной, имеют важное значение для решения многих практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и пр.   
    По теме:
  • БИНЕ АЛЬФРЕД - БИНЕ АЛЬФРЕД (1857-1911) — фр. психолог, создатель 1-й во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Б. автор работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания , ...
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. differential psychology ) — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен нем. психологом В . Штерном (1...
  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений. 1. При анализе индивидуально-пси...
  • ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ - ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1926-1974) — сов. психолог и педагог. Организовал кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии во Владимирском пединституте им. П. И. Лебедева-Полянского. В ши...
  • ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. general psychology ) — раздел психологии , теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности ч...
  • ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ - ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ (англ. personality inventories ) — одна из разновидностей психологических тестов , входящих в категорию тестов личности . О. л. предназначены для психологической диагностики ...
  • ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ - ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ (англ. criminal psychology ) — отрасль юридической (правовой) психологии , изучающая психологические закономерности формирования противоправовых установок и их реализации ...
  • ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (англ. special psychology ) — раздел психологии , посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей (см. Дети с отклонениями в психическом развитии , Психич...
  • Добавление ред.: - Добавление ред.: Существование такого раздела в рамках дифференциальной психологии или психофизиологии было бы более оправданным как с исторической, так и логической т. зр. Достаточно сослаться на и...
  • СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ (англ. abilities , aptitudes , capabilities ) — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда де...
  • СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) - СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) (англ. comparative method ) — путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее...
  • СРЕЗОВ СТРАТЕГИЯ - СРЕЗОВ СТРАТЕГИЯ (англ. cross -sectional method , cross -sectional design ) — изучение развития к.-л. психических функций (свойств, процессов, способностей) путем сравнительного исследования гру...
  • ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) — сов. психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии . Развивая учение И . П . Павлова о типах высшей нервной деятельности , Т. выдвинул п...
  • ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. aptitude tests ) — тесты способностей , разработанные для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде) деятельности. В большом...
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability tests , aptitude tests ) — тесты , диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей , определяющих успешность обучения, профессиональной деят...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    3.2769 с.