Поиск по словарям
Поиск :


Поиск по словарям > Советская военная энциклопедия 1979 > МАРШ, организованное передвижение войск в колоннах

МАРШ, организованное передвижение войск в колоннах


МАРШ, организованное передвижение войск в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке по дорогам и колонным путям в целях выхода к установленному времени в назначенный район или на указанный рубеж в полной боевой готовности к выполнению боевой задачи. Войска в воен. время могут совершать марш в предвидении встречи с пр-ком или вне угрозы столкновения с ним, в условиях применения им оружия массового поражения или постоянной угрозы его применения.

С целью обеспечения скрытности М. совершается обычно ночью, а если требует обстановка, то и днём, с соблюдением мер маскировки. При совершении М. на большое расстояние танки и др. тяжёлая техника могут перевозиться по ж. д. или на большегрузных автоприцепах (трайлерах).

Осн. показатели М.: протяжённость [длина маршрута в км от исходного рубежа (пункта) до дальнего пункта р-на сосредоточения]; продолжительность [в часах или сутках от времени прохождения исходного рубежа (пункта) до полного сосредоточения в заданном р-не]; кол-во выделяемых маршрутов и ширина полосы движения; средняя величина суточного перехода (в км); маршевая скорость движения войск. Для совершения М. подразделению (части) назначается обычно один, соединению — 1—2 маршрута или полоса, объединению — полоса движения, иногда с указанием осн. маршрутов. Ширина полосы движения определяется исходя из возможности выбора достаточного кол-ва маршрутов с учётом обеспечения защиты войск от оружия массового поражения и возможного манёвра для обхода зон разрушений, заграждений и заражений.

Величина суточного перехода может быть различной. Она зависит от продолжительности движения и маршевой скорости, к-рая в среднем составляет для автомоб. колонн до 40 км/ч, для смешанных — до 30 км/ч. При движении в пешем порядке средняя скорость может быть 4—5 км/ч.

В боевой обстановке М. совершается с макс, возможной скоростью. Для обеспечения своевременного начала М. войскам назначается исходный рубеж (пункт) с указанием времени его прохождения головами колонн гл. сил, а для достиже- Танковое подразделение на марше. ния планомерности М. и регулирования скорости движения колонн — рубежи (пункты) регулирования через каждые 3—4 часа движения. Соединения (части) совершают М. в походном порядке, к-рый в условиях возможной встречи с пр-ком может включать: передовой отряд, походное охранение, колонны главных сил и тыловых частей.

Походный порядок при этом строится с учётом быстрого развёртывания в боевой порядок и вступления в бой с ходу: танк, части (подразделения) обычно совершают М. в голове колонн, арт-я распределяется между частями для создания арт. групп, а зенит, средства — между колоннами для их прикрытия; части (подразделения) инж. и др. спец. войск также распределяются между общевойсковыми частями (подразделениями) и включаются в их колонны. В целях сохранения сил лич. состава, проверки состояния, обслуживания техники и устранения неисправностей назначаются привалы. При совершении М. на большое расстояние войскам назначаются р-ны отдыха в конце каждого суточного перехода.

Подготовка М. обычно включает: принятие решения командующим (ком-ром) и постановку задач; планирование марша; организацию и осуществление ПВО и мероприятий всестороннего обеспечения; парт. -полит, работу; организацию взаимодействия и управления войсками; подготовку войск к М. На основе решения командующего (ком-pa) разрабатываются план марша, приказ на М. и организуется его обеспечение. В Сов. Армии осн. видами обеспечения М. являются: разведка, охранение, защита от оружия массового поражения, маскировка,. инж., техн. и тыловое обеспечение. Разведка организуется заблаговременно и ведётся на большую глубину в направлении движения войск, в широкой полосе и на флангах, а при угрозе выхода пр-ка в тыл — ив тылу.

Для ведения разведки на марше могут высылаться разведывательные отряды (РО), развед. группы (РГ), отд. развед. дозоры (ОРД) и развед. дозоры (РД). Ведётся также возд. разведка. Развед. подразделения действуют на удалении, обеспечивающем ком-ру время для получения данных о гл. силах пр-ка, принятия решения, постановки задач и осуществления необходимого манёвра.

Охранение осуществляется с, фронта (по направлению движения) авангар--дами или головными походными заставами, с флангов — боковыми походными застава--ми и с тыла — тыльными походными заста--вами. На отд. участках могут выставляться неподвижные боковые заставы. В колоннах организуется непосредственное охранение. Защита от оружия массового поражения достигается ведением разведки всех видов и своеврем. оповещением войск о применении пр-ком; ядер., хим. и биол. оружия, а также о радиоактивном, хим. и биол. заражении; умелым использованием защитных свойств воен. техники и местности, а также индивидуальных средств защиты; строгим соблюдением установленных дистанций и требований скрытности движения; инж. оборудованием р-нов. отдыха и сосредоточения; предотвращением скопления войск перед рубежами регулирования движения, теснинами, водными преградами, в р-нах отдыха и т. д. ; заблаговременным определением сил и средств для ликвидации последствий применения пр-\'ком оружия массового поражения и восстановления боеспособности войск.

Маскировка достигается совершением М. ночью и в др. условиях ограниченной видимости, использованием для движения дорог (колонных путей), проходящих по укрытым от наблюдения участкам местности (залесенным р-нам, лощинам и долинам, всхолмлённым участкам и т. д. ). Скрытие движущихся колонн может также обеспечиваться установкой на дорогах различ. масок (спец. маскировочных сетей, щитов и др. ). В интересах маскировки применяется камуфлирующая окраска машин, а при движении ночью — светомаскировочные устройства; предусматриваются меры по защите от радиотехн. средств разведки пр-ка.

Инженерное обеспечение заключается в организации и ведении инж. разведки путей движения, р-нов привалов, отдыха и сосредоточения, их оборудовании и маскировке в интересах беспрепятственного движения колонн и расположения войск. Для ведения инж. разведки, разграждения, прокладки колонных путей, оборудования и обозначения обходов труднопроходимых или разрушенных участков высылаются отряды обеспечения движения (ООД).

Техническое обеспечение включает организацию и подготовку техники к М., её ремонт и эвакуацию в ходе М. и после его завершения. Тыловое обеспечение включает материальное, мед., дорожное обеспечение и подвоз материальных средств. Материальное обеспечение заключается в создании запасов до начала движения, пополнении их в ходе М., организации питания лич. состава и заправки техники горючим. Мед. обеспечение включает мероприятия по предупреждению заболеваний, оказанию мед. помощи лич. составу, эвакуации раненых и больных в ходе М. и по его окончании.

Дорояшое обеспечение имеет целью разведку, подготовку, эксплуатацию и восстановление военно-автомоб. дорог. Для решения задач техн. и тылового обеспечения создаётся замыкание колонн, в сос- тав к-рого входят подвижные рем. мастерские, эвакуационные тягачи, автомобили с запасом горючего, авто- и бронетанк. имущества, средства оказания мед. помощи лич. составу. До начала движения штабом части (соединения) организуется комендантская служба.

Парт. -полит, работа направляется на поддержание высокой дисциплины и организованности М., обеспечение своевременного прибытия частей и подразделений в назначенные р-ны. М. начинается прохождением головами колонн гл. сил исходного рубежа (пункта). Войска строго соблюдают установл. порядок, скорость движения, дистанции, меры безопасности и маскировки.

На привалах колонны подразделений останавливаются на правой обочине дороги, построение колонн не нарушается. В р-не дневного (ночного) отдыха войска сходят с дорог и размещаются в указанных местах в постоянной боевой готовности к отражению нападения пр-ка, с расчётом миним. затраты времени на вытягивание подразделений для продолжения М. или подготовку к выполнению др. задач; средства ПВО развёртываются на позициях в готовности к немедленному открытию огня; походное охранение на привалах останавливается на выгодных рубежах, продолжая выполнять свои задачи. В р-не дневного (ночного) отдыха оно становится сторожевым или заменяется вновь назначенным сторожевым охранением.

Управление войсками на М. осуществляется с пунктов управления соединений (частей), к-рые двигаются обычно в голове колонн главных сил или за авангардами. Связь обеспечивается подвижными средствами, а в подразделениях — зрительными и звуковыми сигналами. Широко используются вертолёты.

Радиосредства работают на приём в готовности к передаче распоряжений (сигналов). Движение войск на М. контролируется на рубежах (пунктах) регулирования.

Материальными средствами войска пополняются в р-нах отдыха, а горючим, кроме того, и на привалах. В ходе М. на большое расстояние вне угрозы столкновения с пр-ком горючее и смазочные материалы могут заблаговременно подвозиться в р-ны отдыха или привалов. М. в действиях войск всегда занимал значит, место.

На большие расстояния совершали М. пешим порядком армии Македонского, Ганнибала и др. полководцев. Высоким иск-вом передвижения в сложных условиях владели рус. войска под командованием А. В. Суворова и М. И. Кутузова. М. на большие расстояния широко осуществлялись в рус. -япон. и 1-ю мировую войны для сосредоточения и развёртывания войск на ТВД, сближения с пр-ком, обхода его группировок и при отступлении.

Ещё более протяжённые М. совершали войска Сов. Армии в Гражд. войну при перегруппировке сил и средств на новые направления для последующего разгрома армий белогвардейцев и интервентов. Умело и организованно совершила 1000-км М. 1-я Конная армия под команд.

СМ. Будённого в 1920 из р-на Майкопа (Сев. Кавказ) в р-н сев. Умани (Правобережная Украина). Передвижение войск маршем приняло широкий размах в годы 2-й мировой войны.

В ходе Великой Отечеств, войны М. из тыла к фронту были преобладающими, особенно для объединений и соединений бронетанк. и мех. войск. В начале войны мех. корпуса Сев. -Зап., Зап. и Юго-Зап. фронтов были выдвинуты из глубины для нанесения контрударов по наступающим войскам пр-ка. 5 гв.

ТА в ходе Курской битвы 1943 успешно совершила М. и нанесла контрудар по танк, группировке нем. -фаш. войск под Прохоров-кой. Организованно совершили ночной М. по размокшим дорогам соединения и части 1-го Прибалт, фронта в окт. 1944 в ходе перегруппировки его гл. сил с правого крыла (из р-на южнее Огре) на левое (в р-н Шяуляя), где создавалась ударная группировка для проведения Мемельской наступат. операции.

Ещё более значительный М. вдоль фронта совершили в мае 1945 войска 3-й и 4-й гв. танк, армий из р-на Берлина для оказания помощи народному восстанию в Чехословакии (см. Пражская операция 1945). В послевоенный период в связи с полной моторизацией войск, принятием на вооружение многих армий ракетно-ядерного оружия и изменением способов боевых действий значение М. ещё более возрастает. Англо-амер. войска во 2-ю мировую войну также совершали М. на большие расстояния, особенно при проведении завершающих операций в Европе.

Характерными чертами таких М. были высокие скорости и скрытность движения войск, надёжное прикрытие их от ударов с воздуха на маршрутах и в р-нах сосредоточения. В совр. условиях, по взглядам иностр. армий, М. считается составным элементом всех видов боевых действий войск.

В ходе проводимых ежегодно крупных учений и манёвров привлекаемые для участия в них войска выдвигаются на большие расстояния, им устанавливаются высокие скорости и среднесуточные темпы движения в разнообразных условиях погоды, времени года и суток. В армиях США и ФРГ М. подразделяются на такт, и административные. К тактическим относятся М., в ходе к-рых или сразу же по прибытии в новый р-н предвидится столкновение с пр-ком, к административным —-М., в ходе к-рых столкновение с пр-ком маловероятно.

Величина суточного перехода составляет: в пешем порядке — 20—35 км, на бронетранспортёрах и автомобилях — до 300 км и более, танк, колонн — до 200 км. Походный порядок соединения (части) вклю- чает: в армии США — войска прикрытия, охранение и гл. силы; в армии ФРГ — передовой отряд, походное охранение и гл. силы. Мех. (бронетанк. ) дивизия США получает для М. полосу движения шириной 20—30 км, в к-рой назначаются 2—3 маршрута.

Мото-пех. (танк. ) дивизия ФРГ совершает марш по 2—3 маршрутам в полосе 20—25 км. При продолжительных М. для войск устанавливаются остановки и привалы: 1-я остановка ва 15 мин после первого часа движения (в армии ФРГ на 30 мин после 2 ч движения), а последующие — на 10 мин через каждые 2 ч; для принятия пищи и заправки машин разрешается делать привал от 30 мин до 1 ч. Большие привалы продолжительностью не менее 2 ч могут назначаться после 6—8 ч движения.

Занятие р-нов привалов и выход из них рекомендуется совершать быстро, без задержек. Движение на М. регулируется воен. полицией с привлечением подразделений от войск и вертолётов.

Литература:
Тактика.

М., 1966; Л о з а Д. Ф. Марш и встречный бой. М., 1968; Ж и ш к и н Н. К. Марш и. встречный бой танковых подразделений. М., 1967; Конопля П. И., Майков Н. А. Танковый батальон в бою.

Изд. 2-е. М., 1972; Гришин С. В., Китошвили Ш. И. Марш и встречный бой. (По материалам зарубеж. печати). М., 1967; Сухопутные войска капиталистических государств.

М., 1974; M а з а е в Ю. И. Справочник по расчету марша и расхода горючего. Изд. 3-е.




Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.3284 с.