Поиск по словарям
Поиск :


ВРЕМЯ


Сама природа дала человеку три постоянно повторяющихся временных цикла, в пределах которых протекает, особенно в умеренном климате, весь круг хозяйственной деятельности. Естественно, причины, вызывающие эту цикличность, очень долго были человеку неведомы, он довольствовался мифическими их объяснениями, но сама цикличность была отмечена и использована для исчисления времени уже в глубокой древности. Это цикличность, вызванная вращением Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи, сутки), движением луны вокруг Земли (месяц) и годовым движением Земли вокруг Солнца.

На этой основе разные народы создали системы исчисления времени (календари). Каждый календарь должен иметь «точку отсчёта», «начальную дату», которую стали называть словом «эра». Одной из древнейших эр, счёт лет которой вёлся с исторического события, была введённая греческим учёным Клавдием Птоломеем (около 87—165 гг. н. э. ) эра Набонассара — древневавилонского царя, занявшего престол в 747 г. до н. э. С 1032 г. эры Набонассара начиналась эра Диоклетиана — римского императора, приступившего к правлению в 284 г. н. э. Это летоисчисление сохранилось до сих пор в церковных календарях египетских христиан — коптов — и у эфиопов. В 46 г. до н. э. римским императором Юлием Цезарем был введён календарь, составленный по его поручению александрийскими астрономами во главе с Созигеном.

Счёт времени по этому календарю, вошедшему в историю под названием юлианского, ведётся с 1 января 45 г. до н. э. После некоторых усовершенствований юлианский календарь оставался единственным и неизменным по всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах, в том числе и в России, до начала XX в. Римский монах Дионисий Малый предложил начать считать годы по юлианскому календарю, но первым годом отсчёта лет полагал год рождения Иисуса Христа. Сопоставляя сведения о жизни Христа, приводимые в Евангелиях и других книгах Нового Завета, он предложил считать, что это событие произошло 525 лет назад, то есть в 284 г. до эры Диоклетиана или в 753 г. «от основания Рима». Предложенный Дионисием новый отсчёт лет получил распространение не сразу. В X в. лишь в отдельных документах, исходивших от главы католической церкви, стали указывать год с пометкой «от Р. Х. », но с обязательным указанием и года «от сотворения мира» (которое якобы произошло за 5508 лет до начала н. э. ). Последнее требование сохранилось и после середины XV в., когда на всех папских документах стали обязательно ставить дату «от Р. Х. ».

В России, согласно указу Петра I, изданному в 1699 г., «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» год 7209 «от сотворения мира» было приказано считать 1700 годом «от Рождества Христова». Так появилось понятие «христианская эра». Период оборота Земли вокруг своей оси для удобства исчисления времени суток произвольно делился на 24 часа, каждый час — на 60 минут, минута — на 60 секунд.

Но, условившись считать, что год состоит из 365 суток, мы «забываем», что продолжительность его в действительности не равна 365 суткам, а составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 45,9747 секунд. Конечно, тысячные доли секунды могут интересовать лишь скрупулёзных учёных, но даже если округлить длину года до пятого десятичного знака, то ошибка в одни сутки «набежит» только за 100 тысяч лет. Однако в юлианском календаре продолжительность года была установлена в 365 дней и 6 часов, а это больше истинной продолжительности года на 11 минут и 14 секунд. Такая ошибка уже весьма заметна: она даёт «сбой» на одни сутки за каждые 128 лет.

Постоянная точка зимнего «солнцеворота» (24 декабря) всё больше смещалась, отставая в календаре от истинного времени. Поэтому в эпоху Возрождения учёные снова взялись за уточнение календаря. Подготовительная работа велась более двух столетий, и, наконец, в 1582 г. Папа Григорий XIII специальным указом («папской буллой») ввёл уточнённый календарь, получивший название григорианского, или «нового стиля», значительно более точного: ошибка в одни сутки набирается по нему только за 3280 лет! Страны, где господствовал католицизм (Франция, Италия, Испания, Польша и др. ), ввели новый стиль, сразу сдвинув счёт дней на 10 суток вперёд. В других странах новый стиль вводился значительно позже или не вводился совсем.

В России переход на новый стиль был совершён в 1918 г., но Русская Православная церковь продолжает придерживаться «старого стиля», т. е. юлианского календаря, «отставая» теперь от астрономического времени на 13 суток. Историки, называя дату какого-либо события, вынуждены теперь нередко к словам «нашей эры» (н. э. ) или «от Р. Х. » добавлять уточнение: «по старому» или «по новому» стилю. Отметим ещё одно важнейшее свойство времени — его необратимость, т. е. односторонность движения всего существующего: только из прошлого в будущее. Все рассуждения о возможности создания «машины времени», способной перенести нас назад в прошлое или вперёд в будущее, являются мечтами писателей-фантастов.

Прошедшее в той форме, в которой оно состоялось, никогда уже снова вернуться не может. Однако это вовсе не означает, что нет смысла знать это прошедшее, планировать своё настоящее и будущее. Наряду со временем для истории важно и то место, где именно совершаются исторические события. Приходится прибегать к уменьшенному в сотни, тысячи и миллионы раз изображению земной поверхности — картам. Степень уменьшения изображения на карте называется её масштабом (от немецкого «мерная палка»).


    По теме:
  • ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ И КАЛЕНДАРЬ У РИМЛЯН - У римлян были приняты два способа летоисчисления. Первоначально году давали свои имена два правивших в это время консула. Затем, по мере становления империи, началом отсчёта был сделан год основания Р...
  • Александра - Александра, астероид, открыт. 1858 г.; совершает оборот вокруг солнца в 4 года 166 дней.
  • Антиподов о - Антиподов о., маленький о. на ю. Великого ок. к В. от Новой Зеландии; почти антипод гор. Гринича; откр. 1800 Ватергузом.—Антиподы (греч.), люди, на противоположных полушариях, под противопол меридиана...
  • АВИАЦИОННЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК  - АВИАЦИОННЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК (ААЕ), в 1931—68 — «Авиационный астрономический календарь», сборник данных, необходимых для расчёта условий естественного освещения и применения астрономич. средс...
  • БОЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ авиации - БОЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ авиации, количество самолёто-вылетов (вертолёто-вылетов) на экипаж (подразделение, часть, соединение), установленное для выполнения боевых задач в определённый период времени (день, ...
  • Барокко - Барокко — архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от ...
  • Барокко - Барокко — стиль, см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения.
  • Бреславский Михаил - Бреславский Михаил (по-польски Wroclawczyk, а по-латыни Vratislaviensis), прозванный так по месту своего рождения, городу Бреславлю (Силезия), известный в свое время математик, был в Кракове магистром...
  • Жилка - Жилка рыболовная, иначе флоренс, флорентийская шерсть, буйволов, растительный, морской, индийский волос — представляет собой прозрачный, крепкий белый волосок, из которого делают рыболовные поводки, д...
  • Землянка - Землянка — один из видов жилого помещения для войск при продолжительных стоянках их на биваках в походное время или при осаде и обороне крепостей. З. образуются выемкою в земле канав, перекрытых разно...
  • Зима - Зима (астрон.) — З. для северного полушария Земли или лето для южного — время года; продолжается со дня зимнего солнцестояния, 21-22 декабря нового стиля, по день весеннего равноденствия, 21-22 марта ...
  • Осень - Осень — О. для северного полушария Земли и весна для южного — время года от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния. В метеорологии принято называть осенью месяцы: сентябрь, октябрь и ноябрь н...
  • Неделя - Неделя — 1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) церковно-славянское название воскресенья.
  • Новый стиль - Новый стиль — см. Календарь.
  • Иезуитский стиль - Иезуитский стиль — искаженный барок (см. Стиль Возрождения), который иезуиты, под влиянием Борромини и Поццо, приняли в XVII в. в своих церковных постройках; характеризуется пышным нагромождением деко...


Дата:





Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

0.2761 с.