Поиск по словарям
Поиск :


АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ -АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А. ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус, т. е. у одних субъектов (членов) больше прав, чем у других. Наглядным примером А. ф. была Российская Федерация после официального провозглашения Федеративным договором от 31 марта 1992 г., а также конституционной реформой 21 апреля 1992 г. ее субъектами республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Статус этих субъектов тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрируют многие факты, в частности: республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ; в регистрации могло быть отказано в случае несоответствия устава законам РФ; о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого сказано не было; республика имела право на свои законы, другие субъекты - нет (хотя они и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но только права не получили); Федеративный договор дал субъектам возможность своего правотворчества, однако круг его вопросов для республик был шире; законы республик центр не мог ни отменить, ни приостановить, можно было лишь их оспорить в Конституционном Суде РФ; решения Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет РФ; систему органов власти и управления республика устанавливала самостоятельно, для других субъектов система была регламентирована Конституцией РФ, и отступления от нее были невозможны; глава республики сразу же стал избираться населением; главы исполнительной власти иных субъектов до самого последнего времени назначались Президентом РФ (лишь в некоторых субъектах он разрешил выборы) и только с 1996 г. в массовом порядке состоялись выборы глав администраций (губернаторов) этих субъектов; в отношении президента республики Президент РФ не имел никаких дисциплинарных прав, в отношении же глав исполнительной власти иных субъектов он имел их в форме замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от должности; вопросы внутреннего административно-территориального деления республики были вопросом только ее ведения, для остальных субъектов - это совместное ведение с РФ; чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области - по согласованию с их органами власти, на территории автономной области, автономного округа - с уведомлением их органов власти и др. Конституция 1993 г, провозгласила, что субъекты РФ являются равноправными. И подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности остались историей. Однако некоторые продолжают существовать. Например, федеральная Конституция предусматривает, что лишь республики имеют свои конституции, остальные субъекты - уставы. Как государства республики имеют свое гражданство, что не характерно для остальных субъектов, являющихся национально-государственными или территориально-государственными образованиями. Еще больше таких признаков асимметричности можно обнаружить в конституциях отдельных республик, которые провозглашают себя суверенными государствами, предусматривают, что земля и иные природные ресурсы являются исключительно достоянием народа республики, закрепляют за органами государственной власти республики право приостановления федеральных актов и др. Определенная асимметричность видна и в ряде двусторонних договоров между субъектами РФ и Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий; этими документами в ведение субъектов передаются некоторые полномочия, которые согласно федеральной Конституции относятся к компетенции РФ; соответственно другие субъекты не располагают такими полномочиями. Особенно болезненным на практике является вопрос о том, что в ряде случаев при внешнем правовом равенстве субъектов фактически некоторые имеют преимущества. Например, все равны в обязанности перечислять собираемые на их территории налоги в федеральный бюджет и получать далее свою долю отчислений из последнего. Однако одни субъекты в полном объеме выполняют свои обязанности и являются донорами федерального бюджета (т. е. дают больше, чем потребляют), другие же живут на дотации из федерального бюджета. Некоторые субъекты договариваются с центром таким образом, что значительную часть собираемых налогов не перечисляют в федеральный бюджет, а сразу же оставляют в своем распоряжении. Это вызывает недовольство остальных субъектов и желание получить такую же привилегию. Вопрос об устранении или о сохранении асимметричности является предметом острых споров ученых, практиков. Одни считают, что асимметричность резко противоречит природе федеративного государства и должна быть полностью ликвидирована. Другие полагают, что асимметричность позволяет учитывать специфику отдельных субъектов и поэтому не вредит федерации, а является одним из конструктивных диалектических средств федеративного строительства. (С. А.)
    По теме:
  • ФЕДЕРАЦИЯ  - ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелатинского foederatio - союз, объединение), форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы - члены, субъекты Федерации. В Российской Федера...
  • АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА форма государственной (областной, политической, национально территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. в РСФСР насчитыв...
  • ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО право гражданина быть избранным депутатом представительного органа либо на выборную государственную должность либо должность в системе местного самоуправления. Понятие ...
  • РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская ре - РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика}, при которой элементы президентской республики, сочетаются с элементами парла...
  • СУБЪЕКТЫ РФ - СУБЪЕКТЫ РФ входящие в состав РФ республики (государства), национально территориальные (автономные) государственные образования автономная область, автономный округ, территориальные образования ...
  • АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА (АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИ - АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА (АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА) в бывшем СССР форма автономии. Представляла собой "государство", входившее в состав союзной республики (РСФСР, Грузии, Азербайд...
  • АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ широко используемый в РФ термин для обозначения модели федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно правовой статус и соответственно о...
  • ДОГОВОРЫ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СУБЪЕКТАМ - ДОГОВОРЫ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СУБЪЕКТАМИ РФ двусторонние либо многосторонние внутригосударственные нормативные соглашения между федеральными органами государственный власти Российской федер...
  • ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА (фр parier - ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА (фр parier говорить) разновидность республики, парламент которой обладает высшей государственной властью. Он является не только высшим представительным законодательным орга...
  • РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РФ - РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РФ один из важнейших конституционных принципов федеративного устройства РФ. В соответствии с п. 4 ст. 5 Конституции РФ все субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с фед...
  • РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ - РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ один из шести видов субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 5 Конституции РФ 1993 г. Р. в с. РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство (которые не д...
  • РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕ - РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА) разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики...
  • ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лаг. foederatio - ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лаг. foederatio союз, объединение) сложное, союзное государство, объединяющее административно территориальные или национальные образования субъектов (членов) федерации...
  • ФЕДЕРАЦИЯ АСИММЕТРИЧНАЯ - ФЕДЕРАЦИЯ АСИММЕТРИЧНАЯ см АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
  • АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА -АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.1341 с.