Поиск по словарям
Поиск :


АНТИКОНСТИТУЦИОННОСТЬ


АНТИКОНСТИТУЦИОННОСТЬ -АНТИКОНСТИТУЦИОННОСТЬ - противоречие закона, иного нормативного правового акта либо международного или внутригосударственного договора конституции (основному закону государства). В качестве тождественных используются термины "противоконституционность", "неконституционность", "несоответствие конституции". Согласно Конституции РФ (ст. 125), предметом оценки Конституционного Суда РФ в части соответствия Конституции РФ могут быть: федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов власти РФ и совместному ведению органов власти РФ и органов власти субъектов РФ (если этим своим актом субъект РФ вторгся в федеральную компетенцию. -С. А.), договоры между органами власти РФ и субъекта РФ, а также между органами власти субъектов РФ; не вступившие в силу международные договоры РФ. Что конкретно оценивается при определении антиконституционности либо соответствия акта или договора конституции? Согласно Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде РФ 1994 г. (ст. 86), Конституционный Суд устанавливает соответствие конституции нормативных актов органов государственной власти или договоров между ними по следующим шести позициям (в отдельности или в сочетании - это зависит от конкретного дела): 1) по содержанию норм. Если нормы акта или договора противоречат Конституции, это - основание для признания их не соответствующими Конституции. 2) по форме нормативного акта или договора. Если для документа использована не та форма, которая следует из Конституции, это - основание для признания акта противоречащим Конституции, даже если он превосходен по содержанию. Например, согласно ст. 6, гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом; если вдруг вместо него появится положение о гражданстве, даже и утвержденное федеральным законом, это будет несоответствием Конституции по форме нормативного акта. 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие (акта или договора). Представим, что при прохождении закона в одной из палат Федерального Собрания не было кворума; если это выявилось позже, есть основания признать закон не соответствующим Конституции по мотивам нарушения порядка принятия. 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное основание может проявиться в разных аспектах: в подмене одного органа другим и принятии вместо него соответствующего нормативного акта (к примеру, может быть спор о том, что вопрос составляет предмет закона, а урегулирован президентским указом); в установлении в принятом нормативном акте таких отношений между государственными органами, которые не соответствуют принципу разделения властей (к примеру, КС РФ, оценивая Устав Алтайского края и отношения между главой администрации и законодательным собранием края, в своем постановлении от 18 января 1996 г. отметил, что установление общей подотчетности исполнительной власти законодательной власти - с правом последней давать какие-либо указания или принимать меры ответственности по отношению к должностным лицам исполнительной власти - противоречит указанному конституционному принципу). 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Этот принцип конкретизирует предыдущий по федеральному уровню и не позволяет органам вторгаться в компетенцию друг друга. 6)с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Это - также развитие принципа разделения властей, поскольку он должен применяться не только между органами одного уровня, но и обеспечивать разделение полномочий между различными уровнями управления в государстве. Поясним это примером: согласно Конституции РФ, к совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов организации местного самоуправления в РФ (п. "н" ст. 72). В порядке реализации конституционного положения принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. В его развитие должны быть приняты законы о местном самоуправлении субъектов РФ. Если бы Федеральный закон назывался "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и тем самым выступал бы как акт прямого действия, он нарушал бы Конституцию РФ. (С. А.)
    По теме:
  • АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ разновидность государственной (областной, административной, национально территориальной) автономии. Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами в соответст...
  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА - ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами. В данном случае В.з. рассматривается как принцип законности, под ...
  • ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ неправильные действия субъектов законодательного процесса, нарушающие принципы, правила и требования законодательной техники, влекущие ухудшение качества закона и системы дей...
  • СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ регламентированная законом совместная деятельность субъектов конституционно правовых отношений по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой(компромис...
  • СТОЛИЦА - СТОЛИЦА главный город государства. административно политический центр страны. С. обычно является местопребыванием центральных (общенациональных) правительственных, парламентских и судебных учреждени...
  • УСТАВ СУБЪЕКТА РФ - УСТАВ СУБЪЕКТА РФ основной региональный государственно правовой акт. принимаемый в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно субъектом РФ и устанавливающий его экономические и финансовые основы,...
  • ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О разграничении предметов вед...
  • ДОГОВОРЫ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СУБЪЕКТАМ - ДОГОВОРЫ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СУБЪЕКТАМИ РФ двусторонние либо многосторонние внутригосударственные нормативные соглашения между федеральными органами государственный власти Российской федер...
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - совокупность его прав и обязанностей. Компетенция различных государственных органов существенно отличается: одни руководят промышленностью, другие-обороной и безо...
  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. в целях за...
  • ПРЕДМЕТЫ - ПРЕДМЕТЫ см ТОВАРЫ ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления государства, соответствующие государственный о...
  • РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РФ - РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РФ один из важнейших конституционных принципов федеративного устройства РФ. В соответствии с п. 4 ст. 5 Конституции РФ все субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с фед...
  • РАТИФИКАЦИЯ (позднелат. ratificatio, от лат. rat - РАТИФИКАЦИЯ (позднелат. ratificatio, от лат. ratus утвержденный и facere делать; англ. ratification) 1) утверждение верховным органом государственной власти международного договора или соглашения (...
  • УСТАВ СУБЪЕКТА РФ - УСТАВ СУБЪЕКТА РФ основной региональный государственно правовой акт, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ субъектом РФ самостоятельно; устанавливает экономические и финансовые основы данного с...
  • ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО - ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО способ организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами государственной власти, а тж. между собой. В...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    7.4919 с.