Поиск по словарям
Поиск :


Поиск по словарям > Новейший философский словарь > АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354


АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354-430) Аврелий - христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. Сын язычника и христианки. До принятия христианства (387) увлекался манихейством и скептицизмом. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка). Ярый противник инакомыслящих, жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством: "Лучше сжечь еретиков живьем, чем дать им коснеть в заблуждениях" (А.). А. не признавал философии вне теологии. Борясь с языческой античной философией, он на основе мистического неоплатонизма пытался превратить платоновские "идеи" в "мысли Творца перед актом творения", а "сверхчувственный мир" - в иерархию христианского неба с Богом во главе. При этом А. считал, что земная иерархия предопределена и управляется небесной. Проповедуя всеобщую предопределенность, А. утверждал, что Бог "от века" предназначил одних людей к спасению, других - к адским мукам независимо от их поступков. Человеческую волю он считал слепым орудием воли Божьей. Восприняв от римской традиции сугубо практический подход к философии ("истина" нужна человеку только потому, что без нее невозможно блаженство, к тому же познание указывает надежные блага и разоблачает ненадежные), А. вопреки манихейскому дуализму разрабатывал неоплатоническую доктрину о бытии как совершенстве, с позиций которой зло представляется простым недостатком бытия. Онтология А. построена вокруг учения о Боге как принципе бытия. Бытие же самого Бога, считает А., можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности его мышления, в то время как бытие вещей - лишь более отдаленным образом. Своей онтологией А. предвосхитил ряд идей Р. Декарта. В отличие от античных мыслителей А. одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности и развития общества, его истории. Первая проблема рассматривается им в "Исповеди" - лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого психологического самоанализа А. раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивость этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха. Проблема развития общества изложена А. в его основном сочинении "О граде божьем". В нем А. разработал христианскую философию мировой истории, согласно которой есть два противоположных друг другу вида человеческой общности: мир земной как достояние дьявола (государственность) и противоположный ему мир божий, который представлен католической церковью. Отсюда задача церкви - одолеть мир дьявола, обратив все человечество в "истинную веру". Содержание мировой истории А. сводит к этой борьбе, которая должна "церковь воинствующую" превратить в "церковь торжествующую". При этом А. считал, что всякое насилие, будь то насилие над ребенком или государственное насилие, есть следствие греховной испорченности человека. Оно хотя и неизбежно, но достойно презрения. Отсюда и государственную власть А., хотя и признавал, но характеризовал отрицательно, называя ее большой разбойничьей шайкой. Утверждая, что без помощи Бога человек способен только на грех, А. противоречил своему же учению о церкви как "единоспасающей" силе христианства, которую всячески возвеличивал, ставил ее даже выше Евангелий. А. Сыграл важную роль в разработке католической догматики. Он фактически разработал христианское учение о божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и т.д. По существу в его учении христианская церковь получала теоретическое (богословское) обоснование своей доктрины. Авторитет А. в вопросах философии и теологии в эпоху средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до 13 в., до Фомы Аквинского. А .А. Круглое
    По теме:
  • Николай Салос - Николай Салос — блаженный, псковский юродивый. Когда Иоанн Грозный шел (1570) громить Псков, то перед самым городом встретил его блаженный Н. с куском сырого мяса и, обличая его в кровожадности, грози...
  • Гипона - Гипона (Hippon, ) — два города: 1) Г. Царская (H. Regius, ), в Нумидии, основанная тирийцами, впоследствии римская колония. В 430 г. по Р. Х. Г. была разрушена вандалами. Развалины около нынешней Бон...
  • ИАКОВ - ИАКОВ, блаженный, боровицкий чудотворец, жил в XV в. Память перенесения мощей его, в 1545 г., в новую церковь Сошествия Святого Духа, празднуется 23 октября.
  • НАСИЛИЕ - НАСИЛИЕ - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле). Физическое НАСИЛИЕ выражается в неп...
  • Аквилонов - Аквилонов (Евгений Петрович, род. в 1861 г.) — духовный писатель, протоиерей, профессор СПб. духовной академии. Главные его труды: "Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в правосла...
  • Аквилонов - Аквилонов (Евгений Петрович, род. в 1861 г.) — духовный писатель, протоиерей, профессор СПб. духовной академии. Главные его труды: "Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в правосла...
  • Синергизм - Синергизм (греч.) — догматическая теория, по которой человек должен сам "содействовать" своему исправлению. Блаженный Августин отрицал возможность всякого подобного содействия, в противоположность уче...
  • Черноозерский - Черноозерский (Александр Сергеевич, умер в 1885 г.) — писатель, воспитанник казанской духовной академии, преподаватель латинского языка в духовных семинариях. Его труды: "Блаженный Августин, как пропо...
  • БЛАЖЕННЫЙ, БЛАЖЕНСТВО -  БЛАЖЕННЫЙ, БЛАЖЕНСТВО   (1Тим 1:11, 6:15, Мф 5:1-12). В Свящ, Писании слова:   блаженный   и   блаженство,   кроме Господа Бога, который   блаженный и единый сильный, Ца...
  • блаженный - блаженный  — счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженство дается от Бога и принимается верою, оно не равнозначно осознаваемому состоянию счастья (Пс 31.2; 32.12; 64.5; Пр 28.14; Мф ...
  • АБСТРАКЦИЯ - АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельны...
  • Трансверсальная стратегия - Трансверсальная стратегия , или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия ), при которой изменения в какой-либо стороне психического развития изучаются на выборках, различающихся только по ...
  • АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий  - АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия ум. 28 авг. 430, Гиппон, близ Карфагена) философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. Через манихе...
  • БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (род. 1831, Екатеринос - БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (род. 1831, Екатеринославль ум. 8 мая 1891, Лондон) рус. религиозный философ, создательница базирующегося на инд. философии «Теософского общества», основанного в 1875 (место ...
  • БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. - БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В качестве начала развития философии в Болгарии можно рассматривать появление философских произв. болг. энциклопедиста и просветителя периода освободительной борьбы доктора Петра...


Дата:







Последние обновления:
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛИНАХАМАРИ, порт на берегу фьорда Петсамовуоно (Печенгского залива)
  • ЛОВЕЧ (Ловча), город в Сев. Болгарии на р. Осым (приток Дуная)
  • «ЛУНА», наименование советской программы исследования Луны и серии автоматических межпланетных станций
  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ, заболевание
  • ЛЬВОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК
  • ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР между Францией и Австрией
  • «М-172», Краснознамённая гвардейская подводная лодка ВМФ СССР
  • МАКЕДОНСКИЕ ВОИНЫ
  • МАЛАТЬЯ (Эрхач)

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    0.2264 с.